Виктор Мараховский, для РИА Новости
В передовой киноиндустрии мира, американской, — скандал нового типа. В чем-то этот скандал творчески развивает тему домогательств и хэштега #МеняТоже, но берет куда глубже.
Как сообщают информационные агентства, взрыв возмущения вызвал слишком сексуальный вид амазонок, снятых в грядущем кинофильме режиссера Зака Снайдера "Лига справедливости".
Напомним для тех, кто не следит за темой или запутался в ней. "Лига справедливости" — это фильм, в котором должны сойтись герои картин "Бэтмен против Супермена" и "Чудо-женщина". Они создадут лигу суперлюдей для борьбы с суперзлом, поднимут гору средств, потом разойдутся по своим сольным сериям, потом опять сойдутся для "Лиги-2" — и так далее до тех пор, пока не настанет время перезапускать франшизу когда-нибудь в 2025-м.
Ну так вот. В этом фильме, где плечистые атлеты в броне и без станут дубасить друг друга небоскребами, будут присутствовать также амазонки — спортивные женщины с волшебного острова.
И, как обнаружили чуткие борцы за равенство, в "Лиге справедливости" они будут одеты сексуальнее, чем в "Чудо-женщине".
В "Чудо-женщине" на амазонках были, так сказать, цельные бронекупальники. А в "Лиге справедливости" они будут раздельными, демонстрируя отличные кубики пресса.
В связи с этим борцы за равенство выступили фронтом против "сексуализации актрис" — фронтом, возможно, и не очень широким, но зато громким и прокатившимся по всем медиа.
Ситуацию усугубляет до непримиримости то, что режиссером "Чудо-женщины" была Патти Дженкинс. И поэтому, как рассуждают комментаторы, логично, хотя и грустно, что "Дженкинс реализовала фантазию девочек, а Снайдер — тоже фантазию, но мужчин". Данные рассуждения перемежаются другими — о том, что вообще-то раздельный бронекупальник просто нелеп, практической ценности у него нет, так как живот остается открытым, не держит ли режиссер женщин за дур и так далее.
Ситуацию делает еще более неисправимой тот факт, что времени совсем нет. Премьера должна состояться на неделе, поэтому по-быстрому переодеть амазонок так, чтобы они не выглядели сексуально, уже никто не успеет. Картина пойдет в прокат уже порченая — под обвинения в сексизме и констатации, что вот так вот, собственно, из маленьких мальчиков и вырастают будущие Вайнштейны.
И Зак Снайдер, видимо, будет вынужден оправдываться и говорить, что вообще-то никаких женщин-солдат в древнем мире не было, то есть все это чистая фантазия. И что в его "Спартанцах" тоже воевали мужики в одних только кожаных трусах и красных плащах. И что вообще-то у амазонки в его фильме есть еще огненное лассо и нарукавники, отражающие бластеры, это ведь реализм не оскорбляет? И так далее.
В общем, будет весело. И вот что тут стоит отметить отдельно.
Во-первых. Хотя все это можно назвать "феминизмом в атаке", на деле скандал первым поднял зритель-мужчина. Просто правильно идеологически сориентированный по жизни (самопредставление: фрилансер-критик, гик, косплеер, оптимист, феминист и социалист из Турку, Финляндия). Феминистки-женщины подтянулись позже.
Во-вторых. Да, теперь кинокомиксам точно придется туго. Потому что сам этот жанр — что печатный, что киношный — есть изначально сервис по обслуживанию подростковых грез. Как романтико-героических (где могучие рыцари и прекрасные дамы), так и более фрейдистских (где властная мускулистая женщина прыгает на нескладного подростка с ветки, берет в плен своим лассо и посвящает в мужчины). И вот теперь этому жанру заявлено, что женщину нельзя изображать ни слабой (которую можно было бы спасти и защитить), ни соблазнительной (которая пленяет вас сама). Комиксам в будущем, возможно, предстоит стать пристойными как велосипедистки в Иордании.
И, наконец, в-третьих. Если кому-то кажется, что перед нами просто отдельный случай борьбы против угнетения, дошедший до легкого абсурда, то это не так. Это новый, еще только открывающий свои возможности тип мироощущения. Его можно назвать "жертвенно-боевым".
Боевые жертвы по мироощущению — это, на всякий случай, на сегодня уже квалифицированное большинство передовой страны западного мира. Согласно недавнему исследованию, дискриминацию в США чувствуют:
— 92% чернокожих граждан;
— 90% всех представителей ЛГБТ;
— 78% латиноамериканцев;
— 75% индейцев;
— 61% азиатов;
— 55% белых американцев (да!).
Вместе это, если я что-нибудь понимаю, около 65-70% американского населения. То есть квалифицированное большинство.
Мы просто скромно отметим две вещи.
Первая: заметим, что это их всеобщее ощущение дискриминации — итог десятилетий борьбы против дискриминации.
И вторая: у нас, конечно, кино куда хуже американского. Но если это плата за то, чтобы у нас не было "идеологии боевых жертв", — так, может, и ладно, переживем без хорошего кино. Фильмы мы и диснеевские смотреть можем.