Алтайский край входит в число крупнейших производителей продуктов питания в России, и правительство региона традиционно уделяет особое внимание его позиционированию как одного из гарантов продовольственной безопасности страны.
В целях содействия расширению рынков сбыта алтайских производителей в регионе состоялась торгово-продовольственная биржа деловых контактов «АлтайПродМаркет». Она работает в регионе с 2014 года и служит площадкой для решения актуальных задач в условиях политики импортозамещения.
Пищевая и перерабатывающая промышленность Алтайского края на протяжении последних лет демонстрируют положительную динамику развития. За период с 2015 по 2016 годы общий индекс производства увеличился на 5,3%, а за январь-август 2017 года – на 6,6%. Значительные темпы роста отмечены в производстве нерафинированных масел, сухого молока, крупы, зерновых хлопьев, сахара и других продуктов.
Существенным фактором повышения конкурентоспособности алтайского продовольствия является своевременно выбранная производителями стратегия фасовки продукции в яркую и качественную упаковку которая выгодно отличает ее на полках торговых сетей.
Крупяная продукция, произведенная на Алтае, фасуется в удобные пакеты для варки и современные пачки массой от 200 граммов, мука – от 500 граммов, растительное масло – от 0,5 литра, творожки для питания детей – небольшими разовыми порциями. Проводится слайсерная нарезка сыров в вакуумную упаковку.
Предприятия Алтайского края усиленно работают над увеличением объема выпуска продуктов питания, выпавших из оборота из-за введенных санкций, расширением их ассортимента, обеспечением стабильного уровня качества.
«Кроме этого, нужны новинки – покупатель их ждет, и торговые сети преимущественно отдают предпочтение тем товарам, которые привлекают внимание и могут стать «хитом продаж». На мой взгляд, это и есть импортозамещение, суть которого в том, чтобы обеспечить потребность населения страны в продовольствии не хуже импортного, в нужных объемах и с высокими потребительскими свойствами.
Для решения этих задач в Алтайском крае вкладываются серьезные инвестиции в развитие производства, их объем составляет порядка 4 миллиардов рублей ежегодно. В качестве примера можно привести реализацию проектов в АКХ «Ануйское» Петропавловского района, которая провела реконструкцию маслосырзаводов «Николаевский» и «Антоньевский».
Проведена модернизация и техническое переоснащение предприятия «Троицкий маслосыродел», что позволило увеличить мощности по переработке молока сырья с 80 до 120 тонн в сутки. Кроме этого, компания «Киприно» развивает еще пять заводов»
В августе 2014 года Россия в ответ на западные санкции ввела продовольственное эмбарго, запретив ввоз из-за рубежа молочных, мясных, рыбных продуктов и части бакалеи. С этого момента в стране началась программа импортозамещения.
Буквально через три месяца Алтайский край показал все, что может в этом плане предложить. В регионе была проведена I биржа деловых контактов «АлтайПродМаркет». В ней приняли участие делегации из Камчатского и Хабаровского краев, Новосибирской, Иркутской, Сахалинской областей, Москвы, Республики Бурятия, а также представители Павлодарской и Восточно-Казахстанской областей Республики Казахстан.
Алтайские предприятия ежегодно отгружают за пределы края 800 тысяч тонн муки, 340 тысяч тонн крупяных изделий, 80 тысяч тонн макарон, масла растительного – 120 тысяч тонн, сыров и сырных продуктов – 65 тысяч тонн и так далее. Также из Алтайского края в страны ближнего и дальнего зарубежья поставляется широкий ассортимент продовольственных товаров и лекарственных средств.
При этом наибольшая доля приходится на продукты переработки зерна и масличных культур. Стабильно высоким спросом у зарубежных партнеров пользуется алтайский мед, продукты переработки рыбы, широкий ассортимент кормов для животных и гранулированный свекловичный жом.
В условиях сложившейся экономической ситуации отечественные товары стали более востребованы на рынке. В этом плане ведется активная работа. В торговых сетях местные товары выделяются на полках с помощью дополнительных аншлагов, проводятся совместные рекламные кампании, дегустации местных продуктов.
К результатам этой работы можно отнести зафиксированный по итогам первого полугодия 2017 года рост объемов продаж алтайского молока и кисломолочных продуктов, безалкогольных напитков и питьевой воды, масла растительного.
Перед пищевыми предприятиями в настоящий момент стоит задача по сокращению затрат на производство и увеличение глубины переработки сырья. На большинстве крупных молокоперерабатывающих предприятий края внедрены мировые стандарты в области переработки подсырной сыворотки с применением молекулярного фракционирования и нанотехнологий.
Затраты энергии при концентрировании сыворотки с помощью нанофильтрации в 8-10 раз ниже, чем при вакуум выпаривании.
«Мы производим продукты с заданными свойствами, ориентированные на определенные группы потребителей. В их числе дети, лица с ослабленным здоровьем, пожилые люди, те, кто проходит лечение или реабилитацию в медицинских учреждениях, находится на отдыхе в санаториях и целый ряд других целевых групп. Наша задача - выпускать больше свежего продовольствия высокого качества, соответствующего запросам потребителя в максимально широком ассортименте и по доступным ценам»
Качественное развитие сельского хозяйства невозможно без прогресса в области аграрного машиностроения. За последнее десятилетие эта отрасль в Алтайском крае получила особое развитие, учитывая специфику экономики региона.
Сегодня с уверенность можно говорить о том, что сельхозмашиностроение в регионе демонстрирует самые высокие среди всех отраслей промышленности темпы роста. На алтайских полях год от года работает все больше отечественной техники, в том числе произведенной на машиностроительных заводах края.