На прошлой неделе Россию по приглашению издательства АСТ впервые посетил один из самых известных американских писателей — Николас Спаркс. Перу главного романтика современности принадлежат 20 романов. Мировую славу ему принес "Дневник памяти", в экранизации которого снялись будущие звезды Голливуда Райан Гослинг и Рейчел МакАдамс. В интервью РИА Новости Спаркс рассказал о том, как успех изменил его подход к жизни, почему его герои вряд ли смогут познакомиться в интернете и что делает пространство его произведений вневременным. Беседовала Валерия Высокосова.
— Это ваш первый приезд в Россию? Как вам здесь?
— Да, я впервые в России, в Москве. У меня уже была возможность прогуляться по городу, посмотреть некоторые достопримечательности — виды, конечно, потрясающие. Я снял кучу фотографий и отправил их своим детям. Еще вчера я пообщался с моими российскими поклонниками — на встречу пришло огромное количество людей.
— Как прошла эта встреча? Задавали ли ваши фанаты какие-нибудь интересные вопросы?
— Все страны, где я бываю, имеют свои отличительные черты, а поклонники интересуются разными аспектами моей жизни и творчества. Допустим, в Италии меня все спрашивают о моей семье — у меня пятеро детей, и это их восхищает. Здесь, в России, читателям интересно, что я знаю о русской литературе, в том числе о современных авторах и произведениях.
— За свою карьеру вы создали более 20 романов. Сколько еще книг вы бы хотели написать?
— Понятия не имею! Каждый раз, когда я заканчиваю писать роман, я не могу сказать наверняка, появится ли у меня стоящая идея для следующего. Сейчас я почти закончил очередную книгу — примерно пять-десять рабочих дней, и она будет готова. У меня уже появились идеи насчет того, о чем можно было бы написать дальше, но приступить к этому сразу я не готов. Я думаю, книги еще будут, но не могу себе даже представить, сколько.
— О чем ваш новый роман?
— Ох… Он не похож ни на одну книгу, что я написал раньше. Это очень романтичное произведение, история любви, которая разворачивается в Северной Каролине. И я уверен, что вы полюбите моих новых героев.
— Есть ли у вас планы экранизировать и его, как многие другие ваши произведения?
— Пока ничего конкретного не могу сказать. Да, вы правы, одиннадцать моих книг были экранизированы, а еще девять историй готовятся стать фильмами. Сейчас я сосредоточен именно на них.
— Многим читателям и даже поклонникам вашего творчества первым делом вспоминается "Дневник памяти" — ваш дебют. Он был издан около 20 лет назад. С тех пор прошло немало времени, вы написали много романов. Какой из них ваш любимый?
— А мой любимый роман — это всегда последний. С каждой новой книгой я стараюсь сделать что-то новое, непохожее на предыдущее — у моих героев обычно разные возраст, проблемы и даже финал всегда неожиданный, повествование ведется с нескольких точек зрения. При этом я стараюсь сохранить какие-то общие принципы. Да, "Дневник памяти" — та книга, по которой меня узнают, и я это принимаю.
— Вводите ли вы в свои романы современные реалии? К примеру, некоторое время назад был довольно популярен Tinder. Могут ли ваши будущие герои познакомиться в Сети?
— Ну что сказать… И да и нет. Я очень осторожно пускаю в свое повествование какие-либо современные технологии, популярные музыкальные течения или даже стоимость тех или иных вещей. Это одно из моих главных правил. Все это меняется настолько стремительно, что лет через пять книга может показаться очень старомодной. Например, вы ни слова у меня не найдете про MySpace, и хорошо!
Сейчас ведь никто и не помнит, что существовал такой сервис. Но есть кое-что, что вряд ли выйдет из обихода, — мобильные телефоны, допустим. Насчет Facebook или Tinder — сомневаюсь. Я очень внимателен к такого рода моментам, потому что хочу, чтобы мои книги оставались неподвластными времени.
— Поговаривают, что вы сами в год читаете более 120 романов. Это действительно так?
— Да, это правда. Все успешные авторы, которых я знаю, беспрестанно читают — то, что написали другие, все время, потому что у них можно чему-то научиться. Из книг других авторов можно что-то почерпнуть, узнать новое о композиции, о том, как преподнести персонажа. Я бы не смог писать, если бы не читал.
— И что же это за книги?
— Скажем так, 75% из этих произведений — романы, а все остальное — нон-фикшен. Из нон-фикшен я выбираю биографии, исторические произведения, книги по социологии и психологии. Мне очень любопытно устройство мира, истоки некоторых событий и все в этом духе. Романы я тоже выбираю самые разные. В Америке довольно сложно найти переводные произведения, поэтому тех книг, которые популярны, например, в Норвегии, в американских книжных вообще нет. Среди моих любимых произведений — "Прощай, оружие!" Эрнеста Хемингуэя, "Зов предков", "Над пропастью во ржи" Джерома Сэлинджера, нравится Стивен Кинг — все, что он написал.
— Ваши произведения практически всегда становятся бестселлерами. Скажите, этот грандиозный успех как-то изменил вас и ваш подход к жизни?
— Нет, вовсе нет. Конечно, он изменил некоторые мои возможности, но я не мыслю о себе в таких категориях. Девяносто девять процентов времени я просыпаюсь, завтракаю, читаю газеты, занимаюсь спортом… Я постоянно занят повседневными делами и даже не осознаю, что создаю роман: я всего лишь пишу пару тысяч слов. Я живу в маленьком городе, очень рано встаю — около пяти утра — и очень рано ложусь спать. Я осознаю, что сделал многое, но не думаю об этом постоянно. Я предпочитаю размышлять о том, что смогу сделать еще.
— Вот это распорядок! Как вы себя чувствуете в Москве? Это же огромная разница во времени.
— О, со мной все замечательно! Я уже очень давно путешествую и знаю, каким образом могу восстановиться. Я всегда придерживаюсь простых правил — не пью алкоголь, не ем сахар, стараюсь обязательно заниматься спортом. Так что все в порядке.
— Сейчас очень популярны сериалы, даже больше, чем полнометражные фильмы. Вам бы хотелось написать сценарий для телевизионного шоу?
— Нет.
— Почему? Вы же часто работаете над сценариями.
— У меня не так много времени, я стараюсь его посвящать написанию романов. В те моменты, когда я книги не пишу, я могу посвятить себя тому, что мне нравится. Собственно, этим я и занимаюсь — делаю то, что мне нравится. Я работаю очень усердно на протяжении стольких лет, поэтому у меня не возникает желания нагружать себя лишней работой. На телевидении полно талантливых сценаристов, как и в кино. Я предпочитаю наблюдать за результатами их трудов.
— Как вы считаете, написание романов — это лишь тяжелый труд или вдохновение тоже необходимо?
— Очень тяжелая ежедневная работа, определенно. Каждый день ты принимаешь вызов — сделать что-то новое, интересное, убедительное, облечь это все в красивую форму. Это тяжело.