МОСКВА, 26 окт — РИА Новости. "Российский след" и криминальные разборки — наименее вероятные версии взрыва в Киеве, в результате которого погибли двое и пострадали пятеро, в том числе депутат Верховной рады от "Радикальной партии" Игорь Мосийчук, считают опрошенные РИА Новости эксперты. По их словам, главная причина произошедшего кроется в нынешнем политическом противостоянии официального Киева с радикалами и попытке организации нового Майдана.
МВД Украины ранее сообщило, что при взрыве на выходе из здания телеканала "Эспрессо" в Киеве пострадали пять человек, в том числе Мосийчук и его охранник, а также политолог Виталий Бала. Два человека погибли. Уголовное дело возбуждено по статье "теракт", расследование будет вести Служба безопасности Украины. По последней информации, состояние раненного при взрыве в Киеве депутата Рады Украины Мосийчука оценивается медиками как тяжелое.
Сам Мосийчук накануне заявил, что, по его мнению, заказчики взрыва "сидят в Москве", а исполнители — "киевские, не исключено, что агентура из патриотической среды". Советник МВД Украины Антон Геращенко назвал "действия российских спецслужб" одной из версий следствия при расследовании произошедшего в среду в Киеве взрыва. В Киеве при резонансных происшествиях регулярно заявляют о "российском следе". В Москве эти заявления называют абсурдными. По словам сенатора Алексея Пушкова, "что бы ни случилось на Украине, там сразу обвиняют Россию".
В русский след никто уже не верит
Президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко отмечает, что "на Украине уже давным-давно никто в этот российский след не верит".
"А официальному Киеву все равно, был ли там российский след или его не было. Сейчас у них основной противник — это их собственные нацисты, которые поддерживают Саакашвили (Михаила Саакашвили, экс-президента Грузии и бывшего губернатора Одесской области — ред.), стоят под Верховной радой и угрожают свергнуть Порошенко (президента Петра Порошенко — ред.) ", — отметил политолог.
Он обратил внимание на то, что радикалы накануне сразу же выдвинули версию о том, что "это сторонники Саакашвили подорвали, а потом перешел к версии российского следа".
"С моей точки зрения как раз первый вариант, что это работа протестующих, должен по идее отрабатываться в информационном поле активнее сейчас, чем российский след. Поэтому когда они сказали, что высока вероятность того, что оттуда исходит террористическая угроза, то в общем-то они поступали логично. То есть они пытались создать условия для силового подавления своих противников. Почему они сейчас эту версию не разрабатывают слишком активно? Возможно, что-то там нашла полиция такое, чего хотелось бы избежать официальному Киеву", — считает Ищенко.
При этом он не исключает, что "провокацию мог устроить и официальный Киев", чтобы "получить те же самые основания для давления на своих оппонентов".
"Но если что-то не срослось, и есть, возможно, какие-то вещественные доказательства того, что провокатор был из числа сторонников Порошенко, то в таком случае позиция, которую занял официальный Киев, мне вполне понятна", — добавил он.
С тем, что "политические разборки" — это одна из основных версий произошедшего, согласен и доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш.
"Я думаю, что российский след можно исключить напрочь. По той простой причине, что пока существуют такого рода политики — не в виде мертвых героев, а в виде живых говорящих голов, они лучше всего агитирую против себя же", — сказал эксперт.
"Я думаю, что с Украиной нужно рассматривать в основном политические версии. Остальные тоже сбрасывать со счетов не нужно, но я думаю основные версии две: прагматичнее, чтобы это было связано с попыткой Майдана. И это может быть как действиями властей — внятным месседжем по запугиванию ультраправых радикалов, чтобы они не думали о новом Майдане, или наоборот самострелом, чтобы Майдан подстегнуть", — отметил Коктыш.
Криминальная версия
Бывший руководитель Главного следственного управления Службы безопасности Украины Василий Вовк заявил в четверг, что покушение на депутата Верховной рады Игоря Мосийчука можно связывать с "финансово-бизнесовыми разборками".
"Я думаю, что нет, потому что как правило взрыв машины или в данном случае мотоцикла, причем осуществленный человеком, который специально ожидал, когда объект появится в зоне поражения, все-таки это больше напоминает политический теракт, чем финансовые разборки маргиналов", — считает Ищенко.
Коктыш отмечает, что случившееся — это "политический жест". "А вот чей жест — властей или другой стороны, это уже вопрос", — сказал он.