Игорь Ашманов, для РИА Новости
У нас на носу выборы-2018. Очень для многих — журналистов, политологов, политтехнологов и чиновников есть проблема: понять, предсказать, повлиять.
Поэтому стоит поговорить о самых раскрученных угрозах — и разобраться, насколько они реальны. И как механизмы "воздействия на выборы через "новые медиа" вообще работают.
Политика вместо приколов
Предсказывать будущее и поведение людей трудно, но мне лично кажется это ложным страхом, иллюзией. Наши исследования тематик в соцсетях показывают, что политика занимает среди прочих, гораздо более интересных для людей тем (котики, знакомства и отношения, футбол, работа, рыбалка, годовасики-тугосери, медицина, оружие, автомобили, гаджеты, путешествия и тому подобное), примерно 2-3%. Нам с вами просто кажется, что политика интересна, а нашим согражданам интересно другое. Оттого и низкая явка.
Накануне выборов эта доля политики в дискурсе может, конечно, вырасти на несколько процентов, но вряд ли больше. А резкая смена позитивных приколов на негатив — ненависть к власти — вряд ли сработает массово. Хотя попытки будут, безусловно.
Еще одна сомнительная теория, на этот раз мировая, заключается в том, что главное оружие медийной манипуляции и главная опасность — это фейковые новости, вбросы.
Так ли страшны фейки
Неважно, что фейки и приколы про Клинтон и Трампа, как выяснилось, размещали какие-то подростки где-то на Балканах, чтобы немного заработать. Все равно они повлияли, и все равно это русские.
Чтобы противостоять новой страшной угрозе, крупнейшие американские интернет-компании создают специальный альянс по борьбе с фейками, а Цукерберг обещает дополнительно нанять 1000 модераторов рекламы, чтобы не пропустить Русских Хакеров™ в рекламу FB.
Мы действительно живем в постоянном потоке искаженных, частично ложных и полностью фальшивых сообщений. Часть из них просто результат архитектуры работы современных СМИ (для которых важны трафик, желтизна и клейкость, а не правдивость), часть — сознательно вбрасываемые фальсификации.
Но фейки очень эфемерны, они быстро умирают.
Наш анализ социальных сетей и СМИ Рунета показывает, что обсуждение любого сообщения в FB и VK занимает не более пяти-шести часов; любая новость в Сети в принципе сейчас живет не более трех-четырех дней, какой бы адский, токсичный фейк это ни был, — если его не продвигают намеренно и долго, то есть если это не медийная кампания.
То есть фейки опасны в основном как фон, создающий постоянное раздражение и оставляющий воспоминания в стиле "что-то там было". Кардинально и на продолжительное время изменить общественное мнение каким-то могучим фейком нельзя, если его не будет проталкивать мощная медийная машина несколько месяцев подряд. Хороший пример такого форсированного фейка в западном медийном пространстве — как раз "Русские Хакеры™, которые выбрали Трампа". Он сработал, конечно, но это и не фейковая новость, а огромная мощная фейковая кампания по всем каналам на полгода.
Фейковой новостью можно заставить граждан за три дня снять триллион рублей из банка (и то нужны значительные профессиональные усилия по дистрибуции ее), но вряд ли можно заставить страну выбрать президента, удерживая фейк в каждой голове несколько недель до выборов. Тут нужна всесторонняя кампания и крайне вирусный и клейкий контент.
Впрочем, есть в нашем медийном пространстве нечто и похуже фейков.
Информационный пузырь и ложная повестка
Отбор "новостей" действительно решает все. Покажешь в понедельник с утра, что построили, взлетело, выиграли, запустили, победили (все правда), — граждане приободрятся и поедут на работу веселыми и мотивированными. Отберешь плохое и покажешь, что утонула, заминировали, взорвали, захватили, проиграли, украли, дисквалифицировали (тоже все правда), — даже кофию забудут попить, поедут мрачные, повесив голову.
В принципе, если задаться целью с помощью отбора новостей показать, что у нас притесняют лысых карликов и это сейчас наша главная проблема — на наших просторах найдется достаточно инцидентов (с почти карликом или с почти лысым) на каждый день, для подкрепления существования этого ужасного заговора.
Свобода выбора иллюзий в интернете
Увы, с ложной повесткой здесь давно уже дела еще хуже, чем в СМИ. Пылающих праведным гневом борцов с фейками, "Фейсбук" и "Гугл", неоднократно ловили на том, что они во время выборов активно, но тайно помогали Обаме, а потом Клинтон. Это делается путем создания вокруг пользователя так называемого "информационного пузыря".
И "Фейсбук", и "Гугл" занимаются отбором: в поисковике отбираются (ранжируются) результаты поиска, в соцсети — лента пользователя. Принцип формирования этих лент — всегда "сложный алгоритм ИИ, который мы не раскрываем".
Есть довольно много свидетельств, что во время выборов в США эти поисковые выдачи и ленты негласно корректировались в пользу "либеральных" кандидатов Обамы и Клинтон. "Твиттер" устроен попроще, но и он политически перекошен: попробуйте завести "чистый" новый аккаунт и посмотрите, кого "Твиттер" будет предлагать вам почитать.
У меня лично нет никаких сомнений, что и "Фейсбук", и "Гугл" будут активными игроками во время наших выборов, поскольку они и сейчас активны политически.
Как же добраться до масс в этом потоке желтых новостей, фейков и ложной повестки, создаваемой многими игроками одновременно?
Эпоха маркетинга в масштабе один к одному
Анализ. Сначала надо выяснить электоральные предпочтения и разбить граждан на категории. Не нужны соцопросы на 1500 человек (то есть 1 из 100 000) или даже на 15 000 человек (то есть 1:10 000).
Зачем? Сейчас в интернете — социальных сетях, форумах и блогах — каждую секунду идет постоянный опрос, в реальном времени и в натуральную величину, в масштабе 1:1.
Мы можем выяснить, что думает каждый пользователь. Для этого есть его сообщения — посты и комменты и его социальный граф — связи, лайки и прочее. Он же каждый день сам пишет о себе.
Это означает, что для значительного количества избирателей политические предпочтения доступны в натуральную величину, а не по выборке. Да, конечно, таких точных категорий будут сотни (что вообще создает сложности для политологов по осознанию их и созданию сообщений).
А кроме того, получается, что этот же избиратель доступен для контакта непосредственно — через ту же среду, где его распознали и проанализировали.
Если уж нужно донести что-то единое до всех, по площадям, лучше ТВ ничего еще не придумано.
Однако пример Клинтон показывает нам, что работой по площадям можно создать для самих себя информационный пузырь ("все схвачено, мы уже победили"), но не достичь результата.
Если же нужна точечная доставка "заточенных сообщений", то про каждого пользователя в Сети можно автоматически выяснить места, где он бывает (группы, каналы), какие СМИ он читает (по ссылкам в постах и комментах), кто у него лидеры мнений (по ретвитам и репостам), какие темы его интересуют (по семантике его дискуссий) и тому подобное.
Это и есть точки влияния, через которые до пользователя можно добраться наверняка. И донести сообщение избирательной кампании. Для этого нужно создать набор точно нацеленных сообщений.
На мой взгляд, если у тебя есть такое сообщение, отвечающее запросу нации на справедливость, то доминирование в СМИ или изощренные техники категорирования и доставки важны, но вторичны.
Будут ли использовать такие "точечные технологии" на наших выборах в марте?
Что будет на выборах-2018
— Описанная выше высокотехнологическая схема детального категорирования аудитории и доставки сообщений вполне рабочая, но мне кажется сомнительным, что в этот раз она у нас будет выстроена и использована (за наших западных "партнеров" я не так спокоен). Хотя выборы будут выигрываться в Сети, время такой филигранной работы по каждой социальной страте, кажется, еще не пришло.
— Борьба будет идти, на мой взгляд, не за то, кого выберут (похоже, это нам более-менее известно), а за легитимизацию и делегитимизацию выборов в массовом сознании. Так что, кстати говоря, большой всплеск фейков и вбросов будет также и после выборов.
— На поле информационных пузырей (скорректированных новостных лент и результатов поиска) будут мощно играть "Гугл", "Твиттер" и "Фейсбук" — конечно, против Путина. "ВКонтакте" останется почти нейтральным — в силу сложности управления сверху и отсутствия опыта пропаганды.
— Будет создаваться ложная повестка (конечно, с помощью фейков тоже, но в основном за счет целенаправленного отбора новостей и сообщений) как в государственных, так и оппозиционных СМИ.
— Будет вестись привычная работа по площадям: государственные СМИ продолжат свое дело отбора и создания повестки "за власть".
— Будут попытки привлечь больше избирателей на участки в регионах присоединением региональной избирательной повестки в день выборов.
— Будут попытки — с обеих сторон — скупить популярных блогеров и каналы мессенджеров — с вялыми результатами.
— Будет поближе к концу февраля несколько мощных вбросов "разоблачений" чиновников, Путина лично, его ближайшего окружения и/или острых уличных акций.
— Но самым интересным будет Главное сообщение стране — с обеих сторон. За что, собственно, мы голосуем? Или против чего? Что заставит людей оторваться от дивана и прийти на участки? Это мы узнаем примерно в январе.
Ну а в марте будут, как говорится, все пять необходимых компонентов большой движухи: шумиха, неразбериха, поиски виновных, наказание невиновных и награждение непричастных.