В беднейшей стране Западного полушария — Гаити — статистика рождаемости тесно связана со стихийными бедствиями. Известно, что после урагана 2010 года число беременностей на острове подскочило втрое. Немалая часть из них — результат массовых изнасилований, в том числе со стороны "голубых касок" ООН, которые были призваны поддерживать порядок в стране. Женщины и девочки подвергаются опасности круглосуточно — даже когда просто идут в школу или в магазин. Если возникает беременность, главной целью жертвы становится накопить на аборт, но, как правило, денег взять попросту неоткуда. Дети пополняют ряды бедняков без образования и каких-либо перспектив.
А за изнасилования, совершенные солдатами ООН на Гаити, их жертвы ни извинений, ни компенсаций так пока и не дождались.
"Говорил, что я красивая"
Гаитянка Мартин Жестиме впервые решилась публично рассказать о своей трагедии журналистам Sputnik Бразилия. Мартин в 2007 году изнасиловал бразильский солдат из миссии ООН.
В то время она еще ходила в школу, расположенную недалеко от трущоб Ситэ-Солей, — одного из самых бедных и опасных мест во всем западном полушарии. Однажды к ней подошел бразильский военный с переводчиком по имени Франко и похвалил за усердие в учебе. "У него была белая-белая кожа, темные волосы и светлые глаза. Он меня хвалил, говорил, что я красивая", — рассказала Мартин.
Франко начал поджидать девушку каждый раз, когда та выходила с занятий. Затем он пригласил ее на военную базу, пообещав угостить печеньем. Дома Мартин голодала целыми днями, поэтому она оставила учебники дома и пошла за бразильцем. Он попросил ее подождать в комнате возле входа на базу, а затем запер дверь и изнасиловал.
От стыда девушка не могла никому рассказать о том, что с ней произошло. Через полтора месяца Мартин поняла, что беременна. Вдвоем с подругой они стали собирать деньги на аборт — откладывали из того, что родители давали на еду. Сумели собрать тысячу гурдов, это меньше 16 долларов. На средство для прерывания беременности, незаконно продаваемое в Порт-о-Пренсе, не хватило. Девушка попыталась найти переводчика Франко, но тот пропал, как будто его никогда и не было.
"Я снова и снова засыпала в слезах и просила бога, чтобы он убил меня или ребенка, потому что у меня не было возможности вырастить его", — говорит Мартин, едва не плача. В апреле 2008 года у нее родился сын Эшфорд. С ребенком Мартин пришлось расстаться — его отправили жить к дяде в Дельма. Мальчик до сих пор считает его своим отцом.
Сейчас Мартин с сыном живут вместе — в комнате площадью три квадратных метра без окон и ванной. Под окном у них лежат кучи мусора, в котором роются свиньи.
Мартин уверена, что смогла бы опознать насильника по фотографии. "Я бы попросила его, чтобы он помог моему сыну получить образование. Я бы его не простила, но хочу, чтобы у Эшфорда жизнь сложилась лучше, чем у меня", — говорит она.
В списках не значился
В министерстве обороны Бразилии об этом случае ничего не знают. "Согласно записям Комиссии по контролю за поведением и дисциплиной ООН, не было зафиксировано ни одной жалобы подобного рода о преступлениях бразильских военных", — заявили в ведомстве.
Журналисты Sputnik обратились к архивам. Оказалось, что в июне 2007 года личный состав войск на базе постоянно менялся. Удалось установить лишь то, что бразильские военные, находившиеся на Гаити, были из шестой бригады механизированной пехоты из Санта-Марии, штат Риу-Гранди-ду-Сул. Переводчика Франко разыскать также не удалось.
На запрос Sputnik в ООН о том, расследовались ли другие случаи изнасилования в Гаити с участием миротворцев, ответа не последовало. Несмотря на провозглашенную "политику нулевой толерантности", за десять лет лишь одна гаитянка добилась компенсации за изнасилование. А данных о преступлениях всплывает все больше и больше.
Министерство Юстиции и Демократии Гаити считает, что за десять лет пребывания миссии ООН на острове таких эпизодов было почти пятьсот, однако большинство жертв предпочитают молчать от страха или стыда. Лишь 34 случая оказались подтвержденными. Осуждены же всего 11 насильников.
"Мне не нужна его помощь"
Жакендию Канже изнасиловал нигериец из Полиции ООН. Она одна из немногих жертв, кто знает имя и даже личный номер преступника. Она обратилась в Департамент операций по поддержанию мира, и ее заверили, что расследование ведется. Но Жакендии до сих пор так никто и не позвонил. "Я не хочу больше слышать об этом человеке, я не просила этой дочери у бога, но он мне ее послал, и я буду заботиться о ней. Мне не нужна его помощь", — говорит жертва насилия, которая готовится к переезду в Сан-Паулу к брату.
В пресс-службе ведомства в Нью-Йорке в ответ на вопрос Sputnik заявили: "Генштаб Нигерии проинформирован о случаях насилия в сентябре 2014, дело не раскрыто <…>. Мы продолжаем следить за ходом расследования вместе с Генштабом".
"Уничтожил мою жизнь"
Фабиану Дезилю в 2009 году изнасиловал солдат из Иордании, у нее родилась дочь по имени Изафана. Ей до сих пор не выдают свидетельство о рождении, потому что по новому закону в нем должно быть указано имя отца. В разговоре с корреспондентом Sputnik она решила передать насильнику сообщение. "Я бы сказала ему, что он причинил мне сильную боль, это очень плохо. Сказала бы, что моя жизнь ужасна, он уничтожил мою жизнь", — сказала она. Потом подумала и добавила, что могла бы простить солдата, если бы тот помог ей растить дочь.
Сама виновата?
Изнасилования — не просто трагедия для жертв, это еще и серьезная проблема для здравоохранения на Гаити. Организация "Врачи без границ" в июле распространила доклад под названием "Сексуальное и гендерно мотивированное насилие в отношении молодежи на Гаити", раскритиковав систему помощи жертвам.
Для исправления ситуации в мае 2015 года "Врачи без границ" открыли клинику Pran Men'm — в переводе с креольского "Возьми меня за руку". Она помогает жертвам изнасилований. За два года работы туда обратились уже 1300 девушек. Более половины из них были несовершеннолетними. Хотя организация из этических соображений не комментирует случаи, связанные с персоналом ООН, директор проекта Проспер Ндумураро рассказал Sputnik, как видит ситуацию в стране. По его мнению, действиям медицинских работников мешают нехватка информации и традиция возлагать вину за изнасилование за саму жертву.
"Нужно уточнить вот что, мы об этом всегда говорим местным жителям: любые действия сексуального характера, совершенные в отношении вашего тела без вашего согласия, являются изнасилованием. Вне зависимости от вашего пола и от обстоятельств. А жертве изнасилования нужна медицинская, психологическая и правовая помощь", — заявил Ндумураро. По его словам, нужна и поддержка властей Гаити, чтобы помочь в поиске насильников. До конца года, по расчетам, основанным на статистике, клинику посетят еще около 150 жертв сексуальных преступлений.