МОСКВА, 24 сен — РИА Новости, Анна Урманцева. Утро. Москва. Около входа в метро стоит странная очередь из людей, пытающихся войти внутрь. Из перехода идет противоположный поток. Несколько человек обсуждают свои транспортные карты, число поездок на которых почему-то обнулилось. Ноль поездок высвечивается даже на тех картах, которые были куплены только что в кассах метрополитена. Автобусы, троллейбусы, трамваи — весь транспорт парализован из-за сбоя в работе карт. Специалисты транспортного департамента пытаются разобраться в ситуации, но понимают, что все их компьютеры почему-то разом перестали работать. Через несколько часов становится понятно, что в такой ситуации оказались транспортные департаменты всех городов.
Термин "закладка" уже давно не является сленгом, он даже внесен в государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р 51275-99) техническим комитетом по стандартизации (раздел "Защита информации"). Речь там идет о различных несанкционированных способах доступа к защищаемой информации, в том числе и об использовании закладок.
Здесь существует два пути. Можно добавлять в микросхему дополнительные логические цепи, а можно изменить работу уже имеющихся в схеме микротранзисторов. Если первый вариант еще возможно, хоть и с очень большим трудом, найти при микроскопии или применив специализированный метод поиска подобных модификаций, то второй способ размещения аппаратных закладок недоступен для обнаружения вообще.
Современные технологии позволяют разместить нужную логическую схему на этапе проектирования, спрятав ее внутри миллиардов микротранзисторов. Пока их количество изменялось десятками и сотнями, еще можно было обнаружить тот кусочек логики, который предназначен для описания действий, не обозначенных в программе. Когда транзисторов миллиард — закладку обнаружить просто невозможно.
Большинство стран, работающих со сложной техникой, привыкли составлять интегральные микросхемы для своих устройств из IP-блоков (intellectual property — интеллектуальная собственность разработчика), купленных у сторонних разработчиков. Это похоже на конструктор Lego. Каждый специализированный IP-блок отвечает за свой "отрезок работы". Есть, например, IP–блок, обеспечивающий взаимодействие с USB. Если вы не включите этот блок в свое устройство, ваш прибор подключаться к USB не будет.
Комментирует директор по коммуникациям и связям с органами государственной власти АО "НИИ молекулярной электроники" (НИИМЭ) Алексей Дианов: "Жизнь у нас сейчас вся цифровая, основанная, в основном, на зарубежной электронике, так что подобные закладки могут быть где угодно. Мы считаем, что в стратегических отраслях российской экономики должна использоваться только отечественная элементная база, потому что это — единственная гарантия отсутствия вредоносных закладок. В российских телекоммуникациях и связи, финансовой и транспортной системах, энергетике, системе электронных документов должна использоваться микроэлектроника российской разработки и, желательно, российского производства — в любом другом случае мы остаемся потенциально уязвимы для внешнего воздействия. Сегодня мы используем большую часть электроники, надеясь на то, что либо там ничего постороннего не запрограммировано, либо что это не пустят в ход. Согласитесь: очень слабый аргумент, чтобы чувствовать себя защищенными."