МОСКВА, 15 сен — РИА Новости. Шестая встреча в Астане стран-гарантов режима перемирия в Сирии стала финальной по определению четырех зон деэскалации.
В российской делегации считают, что завершение этапа создания зон деэскалации открывает путь к полному прекращению огня в Сирии. Представители сирийской оппозиции назвали итоги переговоров позитивными.
По итогам шестого раунда астанинских переговоров был принят ряд документов: правила функционирования полос безопасности, КПП и наблюдательных пунктов; правила применения военной силы подразделениями Сил контроля деэскалации; мандат на развертывание Сил контроля деэскалации; положение о совместном ирано-российско-турецком координационном центре по рассмотрению вопросов, связанных с соблюдением режима прекращения боевых действий в зонах деэскалации.
Зоны деэскалации в Сирии созданы
Зоны деэскалации станут временной мерой с первоначальным сроком действия в полгода. Стороны также сообщили о создании совместного координационного центра для контроля за ситуацией.
При этом, как подчеркивается в заявлении, создание зон деэскалации не подрывает суверенитет, независимость, единство и территориальную целостность Сирии.
Как сообщил глава иранской делегации, замглавы МИД Ирана Хоссейн Ансари, результаты шестого раунда переговоров в Астане могут быть закреплены резолюцией Совета Безопасности ООН.
Мониторинг в Идлибе
Основные сложности на переговорах возникли вокруг того, кто будет заниматься мониторингом в провинции Идлиб.
Как сообщил РИА Новости источник в одной из делегации перед финальной пресс-конференцией, в итоге стороны договорились, что мониторинг по внутренней границе северной зоны деэскалации будет вести Турция, по внешней — Россия и Иран.
"Я бы не сказал, что были противоречия по этому вопросу, потому что у нас была единая позиция, выработанная еще до вчерашних и сегодняшних консультаций, что в районе Идлиба по линии соприкосновения, которая определена, будут размещаться подразделения наблюдателей всех трех стран-гарантов — турецкие, российские и иранские", — сказал Лаврентьев.
"Сам механизм, конкретные места будут, естественно, определяться уже по согласованию всех трех стран-гарантов в процессе реализации достигнутых договоренностей на местах", — отметил он.
Сирийская оппозиция назвала итоги переговоров позитивными.
"На этом раунде достигнуто соглашение о зоне деэскалации в Идлибе, там живут более трех миллионов сирийцев. <…> Это была истинная цель этого раунда. Этот позитивный шаг поможет в будущем политическому решению, к которому мы стремимся в Женеве", — сказал журналистам член делегации Айман аль-Асими.
Он добавил, что сирийские власти пытаются отложить вопрос об освобождении заключенных, но казахстанская и российская стороны пообещали, что помогут в его решении. По словам аль-Асими, из Сирии необходимо вывести всех иностранных ополченцев.
Путь к прекращению огня
"Сегодня мы с вами присутствовали при завершении этапа создания четырех зон деэскалации", — сказал Лаврентьев, выразив мнение, что встреча в Астане "стала серьезным достижением в поиске формулы сирийского урегулирования".
"На наш взгляд, завершение этапа создания зон деэскалации открывает путь к реальному прекращению кровопролития, к полной стабилизации ситуации в Сирии и предметному обсуждению вопроса повышения мер доверия между противоборствующими сторонами и возвращению республики к мирной жизни", — отметил он.
По словам Лаврентьева, российская делегация уверена, что итоги очередного астанинского раунда внесут вклад в запуск процесса политического урегулирования в Сирии на переговорах в Женеве.
Замглавы иранского МИД Хоссейн Ансари, в свою очередь, выразил уверенность в скором окончании кризиса в Сирии.
Размежевание оппозиции и террористов
Лаврентьев подчеркнул, что удалось добиться определенного размежевания умеренной оппозиции и террористических организаций. Однако, по его словам, нужно приложить еще много усилий для завершения этой работы.
"Нам бы очень хотелось слышать, что процесс размежевания сил умеренной оппозиции и группировок, связанных с ИГИЛ*, связанных с "Джебхат ан-Нусрой"*, полностью завершен. К сожалению, это не так", — заявил спецпредставитель президента.
По его словам, к примеру, в южной и юго-западной зоне безопасности находится "достаточно большое количество" подразделений "Джебхат ан-Нусры"*, которые удерживают ряд территорий и предпринимают "дерзкие вылазки" против отрядов умеренной оппозиции.
"Определенное размежевание, конечно, произошло, но присутствие террористических организаций в этих зонах по-прежнему остается. Именно здесь встает вопрос о том, чтобы полностью избавить эти территории, зоны деэскалации от деструктивных элементов в лице "Джебхат ан-Нусры"*, — сказал Лаврентьев.
Мнение экспертов
"Конкретные договоренности и документы, которые были приняты, внушают такой оптимизм потому, что, на самом деле, на фоне тех успехов, которых достигла сирийская правительственная армия в борьбе против "Исламского государства"*, она способна теперь практически очистить территорию полностью от боевиков", — считает он.
Однако реализовать договоренности о зонах деэскалации будет непросто, полагает ведущий научный сотрудник МГИМО Юрий Зинин.
Эксперт в разговоре с РИА Новости назвал итоги переговоров в столице Казахстана "вполне ощутимым достижением". По его словам, вопрос создания зоны деэскалации в провинции Идлиб является "непростым", так как в этом регионе "собралось много тех, кто не согласен с нынешним развитием событий".
*Террористические организации, запрещенные в России.
Развитие ситуации — в спецпроекте РИА Новости "Война в Сирии" >>