Ростислав Ищенко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
С тех пор как в Сирии появился контингент российских войск, официально направленный в страну по просьбе Башара Асада для оказания поддержки законному правительству, пути назад у Москвы не было, победа должна была быть достигнута.
Но после того как войска (пусть только ВКС, и совсем небольшая группа) в Сирии появились и приняли участие в боевых действиях, проигрыш стал равен окончательному геополитическому поражению. Это выглядело бы так, что Россия выступила против Запада и проиграла, даже не вступив в соприкосновение с его регулярными силами — воюя только с разношерстными отрядами наемников.
![Удары ВКС России по позициям ИГ (запрещенная на территории РФ международная террористическая организация Исламское Государство) у Дейр-эз-Зора Удары ВКС России по позициям ИГ (запрещенная на территории РФ международная террористическая организация Исламское Государство) у Дейр-эз-Зора](https://cdnn21.img.ria.ru/images/150131/76/1501317641_0:0:3123:2048_768x0_80_0_0_5ea24275c559d5bd1ed3163ebb7a554b.jpg)
Это хорошо понимали наши геополитические противники. Поэтому в Сирии мы столкнулись и с упорным сопротивлением исламистов, и с изощренными провокациями западных "партнеров".
Тем не менее сирийская кампания Россией выиграна. Выдержавший многолетнюю осаду Дейр-эз-Зор стал единственной целью всех наступающих группировок Сирийской армии. С его деблокадой большая часть территории Сирии на правом берегу Евфрата окажется под контролем Дамаска. С договороспособной оппозицией идут тяжелые, но успешные переговоры в Астане, без участия США и стран ЕС. В целом удалось наладить взаимодействие составивших ситуативный союз России, Ирана, Сирии и Турции.
![Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху во время встречи с президентом РФ Владимиром Путиным. 23 августа 2017 Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху во время встречи с президентом РФ Владимиром Путиным. 23 августа 2017](https://cdnn21.img.ria.ru/images/150093/98/1500939851_0:0:2749:2048_768x0_80_0_0_6d6db7b0b420900df4b15fc8a150c4b1.jpg)
В общем, все указывает на близость конца войны с радикальными исламистами. Сколько еще она продлится? Месяц, два, полгода? Неважно. Уже ясны и примерные рубежи, на которые выйдут войска, и демаркационные линии перемирия, понятны и интересы и пожелания основных участников политического урегулирования.
Но есть одна проблема. США не могут и не хотят уходить с Ближнего Востока. При этом политика, проводимая ими в последние пять лет, привела к тому, что места в регионе для них не осталось.
Зацепиться, закрепиться хоть на каком-то клочке территории, создать условия для своего участия в урегулировании и выиграть с помощью дипломатии то, что проиграно на поле боя, — вот задача Вашингтона. Сегодня у него для решения этой проблемы есть только один, но весьма действенный рычаг — курды.
В тот момент, когда будет одержана окончательная победа над исламскими радикалами, на пути к полному восстановлению государственных границ в регионе неизбежно встанут курдские территории, патронируемые США.
На первый взгляд, США нашли беспроигрышный ход в ближневосточной партии. Курды давно стремятся к независимости и построению собственного государства. Право наций на самоопределение никто не отменял. Территории несколько лет находятся под военным контролем курдов, которые их частично отстояли, а частично освободили от радикальных исламистов. Там уже созданы собственные органы власти. При этом все окружающие государства против курдской независимости.
Неслучайно анонсированный референдум о независимости иракского Курдистана назначен на 25 сентября. Исламистов добивают и в Сирии, и в Ираке, и надо спешить с легализацией следующей проамериканской силы. В Ираке США сохраняют наибольшее влияние на ситуацию и могут (или считают, что могут) обезопасить новопровозглашенное курдское государство. В Сирии ситуация сложнее, поскольку Асад дал понять, что не остановится перед военным подавлением посягательств на территориальную целостность Сирии.
Итак, создавая курдское государство в Ираке, которое станет естественным центром притяжения и для сирийских курдов, США умышленно суют палку в осиное гнездо. Вашингтон действительно получает инструмент давления на все государства региона. Но, с другой стороны, они же заставляют все эти государства, забыв противоречия, объединяться против США.
Сейчас все изменилось. Генштабы традиционных (многие сотни лет) региональных соперников, Турции и Ирана, едва ли не братаются на базе необходимости совместного противостояния курдской угрозе. Сирия, которая уже согласилась на турецкое военное присутствие на своей территории, чтобы не дать соединить территории курдов Кобани и курдов Африна, явно готова (несмотря на нерешенные проблемы) к дальнейшим совместным с Анкарой антикурдским действиям. Сама Турция уже несколько десятилетий не стесняется в средствах решения курдской проблемы. Ирак, где сунниты и шииты любят курдов не больше, чем друг друга, не может сдерживать США длительное время. В принципе, Багдад уже сейчас активно сотрудничает с Ираном и Сирией. Курдская проблема только укрепит это сотрудничество.
Вашингтон мог бы сыграть на традиционных противоречиях между участниками этого "пасьянса". Но США традиционно не привыкли к тонким и сложным комбинациям. Опора на силу и "право" гегемона трактовать международные нормы в свою пользу настолько выхолостили профессионализм вашингтонских политиков и дипломатов, что даже череда внешнеполитических поражений ничему их не научила.
Вашингтон подставляет курдов, втравливая их в бесперспективную войну на уничтожение, окончательно подрывает свои региональные позиции и укрепляет площадку российского влияния, до сих пор бывшую достаточно шаткой из-за серьезных противоречий между союзниками.
И все это совершенно безвозмездно и по собственной инициативе.