Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ, для РИА Новости
Северная Корея провела очередную серию ракетных пусков. От американцев теперь ждут действий, а не слов. Но пока Вашингтон в растерянности.
Он уважать себя заставил?
Казалось, очередное обострение в Северной Корее идет на спад. Вот уже почти неделю идут американо-южнокорейские учения, и они до сих пор не привели к войне. Трамп даже заявил, что Ким Чен Ын "начал уважать" США и "возможно из этого выйдет что-то хорошее". Возможно, американский президент имел в виду, что, по его мнению, северокорейский лидер (который отменил ракетные пуски в район острова Гуам) испугался ястребиной позиции Вашингтона, решил сдать назад и пойти на мировую.
Однако Ким Чен Ын очень быстро показал американцам степень своего "уважения". В Северной Корее прошли учения, в ходе которых были условно захвачены южнокорейские острова. Кроме того, 26 августа примерно в 7 часов утра по местному времени были запущены три ракеты ближнего радиуса действия в акваторию Японского моря. Как минимум 2 из них пролетели 250 км. "Пхеньян может сам себя загнать в ситуацию, когда помочь ему будет крайне трудно даже тем, кто не является его прямыми оппонентами", — заявил глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев.
Живите и дрожите
Эта система работала в прошлые периоды. До того, как у КНДР появилась ядерная боеголовка и до того, как эту боеголовку умели прикручивать на ракету, долетающую до американской территории. Теперь ситуация изменилась. "Американцы должны жить, постоянно оглядываясь и прислушиваясь. Ракеты "Хвасон-12" будут мучить их день и ночь, ведь время запуска неизвестно. Американцы будут дрожать", — говорят в Северной Корее, и с этими словами сложно не согласиться. Причем дрожать будут не только на Гуаме — КНДР дает понять, что разрабатывает трехступенчатую ракету, которая долетит уже до континентальной территории США. И долетит не пустой. По оценкам бывшего директора лаборатории в Лос-Аламос Зигфрида Хекера, у КНДР есть от 20 до 40 килограмм плутония и от 200 до 450 килограмм высокообогащенного урана, и этого "добра" (с учетом необходимости тратить часть запасов на эксперименты и испытания) достаточно для создания 20-25 ядерных зарядов. "Мы не можем просто жить, зная, что эта страна нацелила на нас свои ракеты", — отмечает Кристофер Хилл, один из ключевых американских переговорщиков с КНДР при Буше-младшем.
Поэтому Америка теперь не может вернуться к обамовской линии "стратегического терпения". Сейчас наступает эра стратегического нетерпения. Администрация США должна предпринять активные шаги на северокорейском направлении, и речь, конечно, идет не о новых учениях, а о шагах по решению проблемы.
Надо не орать, а говорить
Однако американский Минфин уверен в том, что для обхода санкций северокорейские банки используют компании в Сингапуре, которыми якобы владеют русские и китайцы. Кроме того, США уже начали имплементировать собственный пакет санкций, наказывая китайские компании, которые торгуют с Северной Кореей.
Вопрос в том, как эти обвинения помогут в решении вопроса? Да, США могут возложить на Пекин задачу "разобраться самим в проблеме, которую они создали" (американские СМИ уже публикуют тексты с глубокой мыслью о том, что будущее американо-китайских отношений зависит от поведения КНР в северокорейском вопросе). Однако всем понятно, что северокорейский ракетно-ядерный вопрос находится в матрице американо-северокорейских отношений, и решать его должны Вашингтон и Пхеньян, вместе (пусть даже и при посредничестве КНР и России).
Именно поэтому Трампу предлагают третий, более эффективный вариант "стратегического нетерпения" — начать прямые переговоры с КНДР, без всяких предусловий. Сначала на уровне рабочих групп. Переговоры только о ракетах и ядерном оружии — ни о чем больше. Но готов ли Трамп и, самое главное, Конгресс к такому диалогу со страной, которой "нельзя верить" и "которую возглавляет маньяк"? Вопрос риторический.