Сергей Шаргунов, для РИА Новости
Новое возникает, отталкиваясь от прежнего. Даже отрицание предполагает знание. Нулевой уровень культуры парализует. А это значит, не надо бояться старомодности.
Занятно, несколько месяцев назад я декламировал это же стихотворение — в своей речи с трибуны в Госдуме (тоже просвещал).
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова…
Мне кажется, часто мертвые слова — те, которые не оживил яркий сюжет или читательский глаз. Мертвые слова несостоявшихся, несбывшихся, неудачливых литераторов.
К вопросу о старомодности. Что есть основа нашей культуры?
![Девушка у книжного павильона в Парке искусств Музеон Девушка у книжного павильона в Парке искусств Музеон](https://cdnn21.img.ria.ru/images/150078/89/1500788935_0:0:3000:1996_768x0_80_0_0_afc82ae2efd327cb6a6ac728ccb4931c.jpg)
Что говорить о "толстых журналах". Заикнешься об их участи, и в ответ: "Разве они еще существуют?" или кислые смешки.
Недавно разговаривали с Ириной Николаевной Барметовой, главным редактором "Октября". Редакция 63 года располагалась на улице Правды. Там бережно хранился архив, начиная с первого номера, оберегались легендарные рукописи писателей. Теперь "Октябрь" изгнали из помещения. И эта участь нависла над всеми немногими "толстяками" — нашим национальным достоянием.
Изначально было решено, что литературные журналы — почвенные или прогрессистские — будут доставляться государством в библиотеки по всей стране, частично за счет федерального, частично за счет регионального бюджета. Эта связка с библиотеками давала возможность журналам выживать, да и в библиотеках их появление вызывало оживление, за ними шли те, кто желал читать современную литературу.
Вот появился сейчас в "Знамени" прекрасный роман Ольги Славниковой "Прыжок в длину", и я читаю его, перелистывая страницы, а не с монитора, и не стыжусь этого и не считаю признаком отсталости.
Вопрос не только в особых русских традициях литературных изданий, но успешны такие журналы и на Западе: The White Review, The Paris Review, Granta и так далее…
Почему бы не сделать наши "толстяки" общедоступными? У столицы есть возможности те несколько журналов с историей, чей список известен и невелик, освободить от безумной арендной платы.
Мне скажут: когда-то в "Октябре" публиковались Есенин, Маяковский, Зощенко, Катаев, Платонов, Твардовский, Паустовский, Пришвин, а кто теперь? А вы зайдите на сайт "Журнальный зал" и загляните в список авторов: все главные отечественные писатели современности печатаются в "толстяках", и, что бы кто ни говорил, каждый год в России появляется хорошая литература (да, кроме нефти и газа, у нас есть отличная литература).
Спрашивают-то одно и то же: "А где печататься? Куда отправить текст? Откуда стартовать в литературу? Кто даст совет?" Хотелось бы, чтоб было больше издательских проектов, не декларативных, а работающих конкурсов, чтоб возник общероссийский яркий и современный журнал прозы, поэзии, критики с крутым сайтом.
Но пока есть то, что есть: осколки цивилизации, единственная инстанция вкуса… Хочешь в литературу, удостойся публикации в "толстяке" — нормальный совет начинающему.
Ведь едва ли я могу посоветовать просто вывешивать написанное в интернете, на сайте общей доступности, который от густоты графомании поистине подобен опустелому улею.
Именно поэтому закономерно участие в форуме лекторов самых разных воззрений и вкусов именно из литературных изданий. Они ищут и ждут новых авторов, но еще более понятно, что те, кого наставляют, страдают от главной непонятки: как выйти к читателю.
А если чуть глубже — одаренные юные люди не понимают, как сохранить, развить, огранить природный дар. С ними никто не возится. Для них нет заботливых редакторов.
Между тем жизнь стремительна, надо зарабатывать, как получится, и подававший надежды "забивает" на свое призвание.
Речь не только про изящную словесность. Но и про науку, например. Да и про тех, у кого есть гражданственный темперамент.
![Владимир Путин во время посещения ежегодного Всероссийского молодежного образовательного форума Таврида на Бакальской косе. 20 августа 2017 Владимир Путин во время посещения ежегодного Всероссийского молодежного образовательного форума Таврида на Бакальской косе. 20 августа 2017](https://cdnn21.img.ria.ru/images/150072/82/1500728274_0:0:2750:2048_768x0_80_0_0_3d7c0a4ab3cea9a12aefea9813dea6e5.jpg)
Добавлю сюда и судьбы "толстяков" — от "Москвы" до "Нового мира". Пусть "толстяки" — старики, от них по-прежнему зависит будущее многих молодых.
А будущее молодых — можете продолжить за меня… Не хочется пафоса, но вывод о том, какой окажется наша Россия, очевиден.
В этом году на "Тавриде" было восемь смен — по неделе каждая. Архитекторы, дизайнеры, художники, скульпторы, искусствоведы, писатели, композиторы, музыканты, хореографы, историки, журналисты, музейщики, актеры театра и кино, режиссеры, аниматоры.
И наконец-то и впервые — библиотекари. Эта профессия кажется мне особенно важной, скажу прямо: драгоценной. Библиотекари у нас — гонимые.
![В хранилище Новгородской областной универсальной научной библиотеки В хранилище Новгородской областной универсальной научной библиотеки](https://cdnn21.img.ria.ru/images/150078/35/1500783572_0:0:3076:2048_768x0_80_0_0_9fbca5dc7c2dc3bf9c770b4a02ceb8b2.jpg)
Из Алтайского края, от которого я избран в Думу, мне постоянно присылают письма о варварской "оптимизации" библиотек. Но дело не в отдельном регионе, такова повсеместная беда, и письма идут потоком отовсюду со стонами и плачами…
Недавно во Франции в разгар кризиса были секвестрированы все расходы бюджета, кроме одной статьи — культура. На дыхании нельзя экономить. Нельзя скупиться дышать.
Слово должно быть живым.
Жаль, у нас пока еще сказанное не превратилось в аксиомы.
Но только сильная культура позволяет народу воспроизводиться в истории.