МОСКВА, 24 июл – РИА Новости. Система госзакупок в РФ является крайне неэффективной, она монополизировала рынок и нуждается в срочном обновлении, если этого не сделать, система будет тормозить экономическое развитие страны, говорится в докладе фонда ЦСР "Госзакупки. Какой должна быть контрактная система?"
Большинство участников контрактной системы, утверждают эксперты, расходует и соответственно получает мизерные средства от госзаказа. По данным ЦСР, 27% заказчиков размещают в год закупок в среднем на сумму не более 400 тысяч рублей.
"Профессионализация имитируется, к работе привлекают совместителей, подчас случайных людей…. Конкуренция в госзаказе имитируется. В настоящее время закупки без конкуренции, включая несостоявшиеся аукционы, конкурсы и запросы котировок, достигли 3,3 триллиона рублей и составляют уже 60% от объема госзаказа. Внутренние контракты организаций госсектора между собой составляют не менее 30% госзаказа", — говорится в материалах ЦСР.
"Представляется, что, если подход к закупкам не поменять, они будут и дальше развиваться как отдельный инородный рынку элемент, а это уже не просто "не поможет" экономическому развитию страны, но и навредит: объемы неэффективно используемых средств будут ежегодно расти", — утверждают эксперты ЦСР.
Предложения
Чтобы устранить выявленные проблемы, ЦСР предлагает создать новую архитектуру контрактной системы, провести централизацию и перевести мелкие закупки в электронные магазины, а также установить запрет на заключение контрактов с подведомственными учреждениями, поскольку такие аффилированные закупки вносят существенную лепту в имитацию торгов.
"В целях восстановления ценовых сигналов, укрепления рыночных отношений и в целом восстановления в контрактной системе нормальных экономических связей и стимулов предлагается ввести учет имущественных результатов госзакупок и госзаданий, снизить дублирование и хаотичность за счет установления права совместного использования заказчиками имущественных результатов госзакупок и госзаданий, перейти на рыночные методы ценообразования в закупках, внедрить новые типы контрактов", — говорится в докладе.
"Наряду с этим правила проведения процедур определения поставщиков и планирование закупок следует перевести на уровень подзаконных актов. Гибкие процедуры (конкурентные переговоры, переговоры с предварительным открытым приглашением, конкурентный диалог) необходимы для инновационных закупок", — говорится в материалах ЦСР.