"Глядите, какой он тощий! Его совсем нечем кормить!", — пожилой араб с белым осликом клянчит несколько шекелей, пристально смотря в глаза. На ломаном английском он плачется о своей нелегкой жизни, но, получив желаемое, тут же меняет тему разговора.
"Откуда вы?", — допытывается он.
"Из России?— услышав ответ, начинает широко улыбаться. – Вон там русское место. Там Россия!".
Старик указывает в сторону длинного белого здания с небольшой башней, похожей на шахматную ладью. На ней реет белый флаг с перекрещенными золотыми буквами "Р" и "Х".
Здание Сергиевского подворья в Иерусалиме сегодня открылось вновь спустя сто лет. За это время на Святой Земле сменилось два государства, прошло несколько кровопролитных воин.
Ценности в обмен на гнилье
Визит президента РФ Владимира Путина в Израиль в 2005 году стал судьбоносным для этого здания. С 1967 года опекуном подворья были израильские власти, хотя юридический статус строения оставался неясным. С другой стороны, именно это спасло Сергиевское подворье от включения в легендарную "апельсиновую сделку".
"Россия потеряла часть имущества в результате так называемой хрущевской апельсиновой сделки, когда половина апельсинов, которыми заплатили за русское имущественное наследство, сгнила в трюмах кораблей, часть была съедена членами политбюро, а остатки распроданы советскому народу", — объясняет директор Императорского православного палестинского общества (ИППО) в государстве Израиль Игорь Ашурбейли.
В 2008 году израильские власти, несмотря на протесты ряда депутатов Кнессета, все же передали здание в собственность РФ. Но это было лишь начало процесса, подворью предстояла сложная реставрация.
Более 50 паломников могут разместиться в подворье, помимо этого в здании есть столовая примерно на сто человек. При Сергиевском подворье действует воскресная школа, культурный центр, служащий, по словам представителя ИППО, укреплению культурно-исторических связей между Россией и Израилем. Здание является штаб-квартирой ИППО на Святой Земле, как и до революции 1917 года.
"Количество паломников значения не имеет. Конечно, мне хотелось бы разместить 200 паломников, 50 – это нерентабельно, спросите у любой фирмы, которая занимается туризмом. Но для нас этот вопрос является вторичным", — обращает внимание глава ИППО в Израиле.
За реставрацией тщательно следили израильские власти. Контроль с их стороны, несмотря на то, что здание является территорией РФ, был предельно жестким.
"Я думал, что Россия – бюрократическое государство. Но столько ограничений и столько условий для ремонта, что нам было здесь выставлено, очень сложно преодолеть. Тем не менее, за два с половиной года мы это сделали. … Мы все делали по огромной архивной базе, которая хранилась еще со времен английского присутствия на Святой Земле", — заверяет Ашурбейли.
"Это лишь начало"
Здание полностью идентично тому, что было возведено в 1892 году на средства великого князя Сергея Александровича, учредителя и первого главы ИППО.
Но Сергиевское подворье было не единственным объектом на Святой Земле, утраченным в годы СССР. Только одних школа по всей территории современных Израиля, Сирии и Иордании было 138. О числе странноприимных домов, церквей и больниц говорить не приходится.
В то же время, реституция российского имущества – процесс трудоемкий и достаточно долгий. Например, в Иерусалиме в зданиях ИППО и сегодня расположены различные израильские госучреждения.
"В прошлом году мы были здесь, в Иерусалиме, с (председателем правительства РФ — ред.) Дмитрием Анатольевичем Медведевым. Выходим из Сергиевского подворья, он меня спрашивает, указывая на соседнее здание: "Что это такое?". Я отвечаю: "Это тюрьма", — вспоминает глава ИППО Сергей Степашин.
Тюрьма расположена в здании Елизаветинского подворья. Его на свои личные деньги построила княгиня Елизавета Федоровна, супруга Сергея Александровича.
"Хотелось бы, чтобы в следующем году этот процесс (передачи подворья — ред.) запустился. В 2018 будет столетний юбилей с момента мученической смерти Елизаветы Федоровны (княгиня канонизирована в лике святых – ред.). Это было бы по-человечески по отношению к ней", — надеется Степашин.
Однако ситуация с Елизаветинским подворьем гораздо сложнее. Премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньягу, по словам главы ИППО, поставил условие: здание можно только выкупить Само собой, за огромные деньги.
"С израильскими товарищами надо предметно считать практически каждую копейку. Но эта сумма никак не сопоставима с тем, что мы практически за бесплатно отдали (поле революции – ред.). Это вопрос не денег, а возвращения собственности", — утверждает он.
А еще это вопрос "восстановления исторической справедливости". На Ближнем Востоке этот процесс начался с белого здания с зубчатой башней в нескольких минутах ходьбы от главных святынь трех религий.