Антон Скрипунов
"Я должен был их слушать и повиноваться", — анонимно признается 14-летний сирийский мальчик. Он был одним из тех, кто прошел подготовку в боевом лагере "Исламского государства"*, где детей учили убивать.
"Они показывают видеоролики с нападениями смертников, сцены повторяются снова и снова, — продолжает он, — когда смотришь их, думаешь: "Я хочу сделать то же самое, что и они. Я хочу стать террористом-смертником".
С освобождением иракского Мосула эксперты стали активно прогнозировать точные сроки падения "Исламского государства"*. Осталось, по их словам, немного, буквально полгода. А между тем боевики, плотно засев в своей "столице" Ракке, начали активную пропаганду среди женщин и детей. И если судьба ИГ*, можно считать, предрешена, то что делать с его наследием — "львятами халифата", как их называют сами террористы?
"Взорви себя"
С такой проблемой уже столкнулись в Мосуле иракские войска. Несмотря на то что, по данным ЮНИСЕФ, в начале года из города бежали 10 тысяч детей, маленьких террористов активно использовали в боях за город.
Согласно докладу Антитеррористического комитета Нидерландов (NCTV), ИГ* создало целую систему тренировочных лагерей для детей. Юных рекрутов набирали совершенно разными способами — от агитации родителей (которым обещали ежемесячные выплаты) до массовых похищений. Мальчиков готовили — физически и психологически — к войне, а девочек — к тому, чтобы они стали женами террористов.
У детей больше энтузиазма, чем у взрослых, это террористы и использовали, утверждает NCTV. В тренировочных лагерях существовала целая система поощрений за успехи. Например, особо отличившимся разрешали читать Коран на общей молитве.
Маугли джихада
Правозащитники, занимающиеся спасением таких детей от ИГ* (чаще всего за большой выкуп), заявляют об огромной проблеме: они попросту никому не нужны. Более того, многие из них мало что умеют, разве что считать. Да и то весьма оригинальным способом.
"Нас по-другому учили. Нам не говорили, что один плюс один будет два. Они говорили: стреляешь раз, потом еще стреляешь, вот это будет два", — вспоминает 10-летний Ибрагим.
Что делать с такими детьми, чей период становления личности пришелся на войну, пока не очень понятно. В Европе опасаются, что "маугли джихада" массово хлынут к ним, дабы продолжить дело своих "учителей".
![Дети играют на сожженных автомобилях в Мосуле Дети играют на сожженных автомобилях в Мосуле](https://cdnn21.img.ria.ru/images/149219/94/1492199494_0:0:3072:2048_600x0_80_0_0_51eaf3d6582f1fdf6e805221e7858417.jpg)
"Речь идет о том, что нужно создать в Сирии новую группу людей. Это будут молодые имамы, проповедники, религиозные деятели, которые будут очищены от террористических терминов. … Террористы полностью убрали из подконтрольных им школ государственные стандарты образования. Вместо этого в течение нескольких лет дети обучались по ваххабитским учебникам и программам", — сетует министр по делам вакуфов (религиозного имущества) Сирии Мухаммад ас-Саиди.
![Лагерь беженцев в Дамаске Лагерь беженцев в Дамаске](https://cdnn21.img.ria.ru/images/137325/20/1373252052_0:0:3076:2048_600x0_80_0_0_64348f3606821a30a65773072b6e46df.jpg)
"Воспитание в любви"
Не факт, что такие меры будут успешными. Ведь давно известно, что идеи, заложенные именно в детском возрасте, являются самыми прочными.
"Может получиться так, что на освобожденной от ИГ* территории будет своего рода подполье боевиков. И процесс избавления от него будет проходить очень сложно. Мы помним из истории, что в послевоенной Германии бывшие члены "Гитлерюгенда" создали свою подпольную организацию для партизанской борьбы", — допускает исламовед Раис Сулейманов.
"Все дети уникальны. Сможет ли волчонок не есть зайцев, если раньше вместе со своими близкими он не раз это делал? Что видел ребенок, какие ценности и убеждения уже приобрел? Произошла ли деформация личности?", — задается в этой связи вопросом детский психолог Вачаган Гезацян.
Вряд ли можно сказать, что в вопросе реинтеграции таких детей многое зависит от того, в каком возрасте они подверглись "промывке мозгов". Главную роль, замечает психолог, играет общество, в котором ребенок растет.
![Женщины и дети из Ирака, ставшие беженцами в ходе боевых действий между иракскими правительственными силами и боевиками ИГ. Багдад, июль 2016 Женщины и дети из Ирака, ставшие беженцами в ходе боевых действий между иракскими правительственными силами и боевиками ИГ. Багдад, июль 2016](https://cdnn21.img.ria.ru/images/147309/95/1473099532_0:0:2000:1333_600x0_80_0_0_fc01d73c28e730bcb940b469c0d3bd4c.jpg)
"На мой взгляд, очень многое зависит от того человека, который будет заниматься интеграцией ребенка в общество. Возможно, имеет смысл некоторое время таких детей держать отдельно, плавно меняя к лучшему. Здесь ценность личности воспитателя выходит на первый план. Он должен вести за собой, быть примером, кумиром, основоположником новых убеждений, ценностей и любви", — заключает специалист.
*Террористическая организация, запрещенная в России
Подробнее о крупных терактах в мире в 2015-2016 годах читайте в справке РИА Новости >>