МОСКВА, 8 июн — РИА Новости. Военнослужащие Североатлантического альянса, дислоцированные в Литве, устраивают драки и погромы, так как действуют по принципу "Не свое — не жалко", поделился своим мнением писатель и публицист Платон Беседин с агентством Sputnik Литва.
По его словам, они знают, что избегут серьезного наказания и поэтому "уходят в отрыв".
Это наверняка было весьма эпично: четверо немецких военнослужащих, дислоцированных в Литве, устроили драку в Йонаве, после чего угодили в больницу. Военные были в гражданской одежде и, судя по всему, гуляли "увольнительную". Этот инцидент не стоил бы внимания, если бы был частностью, редким случаем, однако нет, он скорее звено в цепи. Той, где иностранные военнослужащие не должным образом ведут себя на территории республики. Вспоминается, например, февральский инцидент в Клайпеде, когда пятеро уже чешских военнослужащих — тоже в гражданском — агрессивно требовали впустить их в ночной клуб. Ясное дело, они были сильно пьяны. Позднее этих небравых антишвейков отправили домой, в Чехию.
В мае же прошлого года американские солдаты — in God they trust — вообще сорвали литовский флаг со здания прокуратуры в Каунасе, а после осквернили его. Уже другие американские военные, напившись, устроили в аквапарке Друскининкай настоящий погром. Любопытно, что наказание для всех этих удалых парней, скажем так, было весьма мягким или его не было вовсе.
А о скольких подобных случаях мы не знаем? Ведь они тщательно камуфлируются и выносятся в публичное поле только если резонанс настолько громок, что его уже нельзя "замылить". Все эти случаи четко характеризуют, как "удалые молодцы" относятся к местному населению, особенно к девушкам. И главное — как в принципе воспринимают Литву. В русском языке такому хамскому поведению есть простое описание: "Не свое — не жалко". Тому имеются прекрасные описания в мировой литературе. Будь то у Ремарка, Цвейга или того же Гашека. Солдаты на территории чужого государства, говоря современным языком, уходят в отрыв. И местность вокруг для них — не форпост, не предмет защиты и благоустройства, а полигон возможностей и соблазнов. Такое поведение возможно, только если ты считаешь себя лучше, выше окружающих. Вот ты идешь такой гордый, в ладно скроенной форме бундесвера, а девушки вокруг "в воздух чепчики бросают".
Что делают все эти военные на территории Литвы? Какую роль играют они? Как ведут себя? Как относятся к местному населению? И нет ли в этом чего-либо от классической оккупации, когда "все девки наши", и мидус можно пить так, что по усам течет, да и в рот попадает? Но это еще полбеды. Такое поведение — лишь иллюстрация глубинного сюжета. Когда сама страна, ее интересы, да и ее безопасность в случае угрозы могут пуститься в расход. И можно в этом даже не сомневаться. Давайте называть вещи своими именами. Иностранные военные — чехи, американцы, немцы — находятся на территории Литвы лишь потому, что она — заградительный щит перед как бы российской угрозой. Собственно, такова версия, которой придерживаются сами военные. Или иной вариант: это один из первых плацдармов для ударов по той же России.
Причем самой Литве выбирать не приходится: страна и ее народ страдают в обоих случаях. Вот только выходит, что некоторые литовцы страдают еще до начала активных действий — не от сражений, а от бытового хамства. Хотя из учебников истории я лично помню, что Литва — страна не просто с большими, а с великими традициями, страна, заслуживающая явно большего, чем роль буферной зоны в игре больших боссов. Для литовца более чем характерно чувство собственного достоинства. Это очень важная черта, играющая роль оберега в сохранении и индивидуальной, и национальной идентичности.
Вот только я совсем не уверен, что военный контингент иностранных государств на территории Литвы как-то способствует данному сохранению. Особенно если в контингент этот затесались не самые лучшие представители. Собственно, это мы и наблюдаем, сколько бы нас ни кормили историями о взаимном уважении, западных ценностях и равноправии. Действия, по обыкновению, говорят куда больше слов.