Дмитрий Косырев, политический обозреватель МИА "Россия сегодня"
Конечно, самая большая делегация на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) была американская — 140 компаний. Этот факт радует — так же, как и прочие рекорды и достижения (например, объем подписанных там соглашений или высказывания зарубежных экспертов, что ПМЭФ сравнялся по значению с Давосом).
Но за этими рекордами можно было не увидеть другое событие, связанное с особой ролью Индии на форуме: слон, которого кто-то мог и не заметить.
Наш друг, сверхдержава
А зачем он туда приехал? Если коротко, то Моди и его громадная делегация бизнесменов избрали ПМЭФ (и некоторые европейских столиц, которые они посетили до и после форума) как стартовую площадку для взлета глобальных программ, все вместе означающие выход Индии на новый уровень вовлеченности в мировую экономику.
И прежде всего это программа привлечения в страну инвестиций под общим лозунгом "Делай в Индии". Интересующимся рекомендую посетить посвященный этому сайт, кстати, с особым разделом — "Индия на ПМЭФ".
В общем, у России есть очень хороший и близкий партнер для совместной работы — возникшая на наших глазах и развивающаяся взрывным образом экономическая сверхдержава. Для такого партнерства потребовалось 70 лет особо дружественных дипломатических отношений и множество усилий в недавний период.
И — что проявилось на ПМЭФ и особенно в ходе наших двусторонних контактов — суть достигнутых в этот раз между Москвой и Дели договоренностей отлично вписывается как в новую политику Моди, так и в идеальную картину того, как Москва видит свою роль в глобальной экономике.
Идеальная формула
Напомним, российско-индийские отношения все равно что обрушились в начале 90-х годов, поскольку не у одной, а у двух стран в тот период возникали новая экономическая модель и новая идеология. Дальше, после неловкой паузы, было несколько лет попыток возродить старую дружбу (что, конечно, невозможно — обратно в историю хода нет), затем — годы стараний создать дружбу новую.
Вывод второй: пришлось менять остававшуюся в какой-то момент чуть ли не единственной опорой двусторонних отношений модель военно-технического сотрудничества. От поставок вооружений (а Москва в какой-то момент оказалась почти монополистом для Индии в этой сфере) надо было переходить к сотрудничеству в этой области.
В итоге пришли к нынешней формуле: следует развивать совместные инвестиции на территории Индии, России и, возможно, третьих стран. Причем инвестировать надо в сферы высоких технологий (хотя Индия пока что вложила до восьми миллиардов долларов в основном в наш нефтегазовый сектор, но и там тоже высоких технологий немало).
Что касается военной сферы, то продолжатся работы над новыми версиями сверхзвуковой ракеты "БраМос", началось совместное производство вертолетов "Ка-226" в Индии и совместное производство там фрегатов. Это, конечно, далеко не все по военной части.