Проблема мусора в нашей стране в последние годы становится если не одной из главных, то одной из самых заметных: общая площадь свалок в стране достигает, по данным российских властей, почти 50 тысяч гектаров — то есть сопоставима с территорией небольшого государства, а количество отходов на этих свалках превышает 30 миллиардов тонн. Как власти России намерены делать деньги из этого мусора, появятся ли зоны отдыха в городах на месте свалок, и какие для этого нужны вложения, рассказал в интервью РИА Новости в кулуарах Петербургского международного экономического форума замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов. Беседовала Дарья Станиславец.
- Во сколько вы оцениваете объем инвестиций, которые необходимы, чтобы начать решать проблему переработки мусора в России, и главное — где взять на это деньги?
— Средств на создание инфраструктуры, по оценкам Внешэкономбанка, требуется около 1 триллиона рублей.
Для извлечения полезных компонентов (вторичных ресурсов) из общего объема твердых коммунальных отходов необходимо создание мощностей по сортировке (обработке) твердых коммунальных отходов.
Оценочно существует потребность создания около 200 автоматизированных мусоросортировочных комплексов до 2030 года общим объемом капитальных вложений порядка 400 миллиардов рублей.
Средства готовы вкладывать пенсионные фонды, частные инвесторы, государство в рамках мер поддержки отрасли.
Индустрия переработки отходов в США в 2010 году обеспечивала 460 тысяч рабочих мест с фондом заработной платы 26 миллиардов долларов. Налоговые платежи всех уровней составили 10,3 миллиарда долларов. Стоимость произведенной продукции и оказанных услуг превышала 90 миллиардов долларов, что сопоставимо с объемами издательской деятельности или добычи угля.
Индустрия переработки отходов в США является одной из десяти наиболее быстро растущих отраслей. В 2016 году зафиксирован рост в 11%. Повышение доли вторичного использования отходов на 1% создает дополнительно около 35 тысяч рабочих мест.
- Какие уникальные технологии в части переработки есть в России? В чем заинтересованы иностранные инвесторы? Например, Китай высказывал заинтересованность в российских технологиях переработки мусора и очистки воды. Интерес есть и у Японии.
— До начала 90-х годов в России на отрасль переработки отходов работали ряд научно-исследовательских институтов, функционировали исследовательские лаборатории. Большая работа проводилась и до сих пор проводится в области биотехнологий по утилизации органических отходов.
Экспертами Научно-технического совета по развитию производственно-технических комплексов по переработке отходов был собран значительный массив информации: по предприятиям, которые выпускают оборудование по переработке отходов, НИИ, которые заняты разработкой технологий и оборудования по переработке, учебным заведениям, которые готовят специалистов в области переработки отходов.
При этом, как показывают результаты бизнес-миссий, проходящих в рамках межправкомиссий, в странах Африки, Юго-Восточной Азии, в Индии российское оборудование традиционно более интересно, чем многие зарубежные аналоги за счет своей надежности и меньшей, чем у западных аналогов, цены.
В настоящее время ведутся переговоры с представителями правительства Индии о создании рабочей группы и формировании программы сотрудничества в области трансфера природоохранных технологий. Такие же переговоры ведутся с Казахстаном, делегация из которого приезжала на переговоры в министерство.
В конце апреля текущего года состоялся выезд в Японию. Я сам возглавлял делегацию. После визита члены бизнес-миссии уже провели ряд переговоров об обмене опытом в сфере сбора и утилизации отработанных масел, отслужившей электроники, литий-ионных батарей. Надеемся, что сотрудничество с Японией будет развиваться не только по строительству мусоросжигательных заводов, но и по ресурсосбережению и возврату в оборот вторичных ресурсов.
- Когда в России могут появиться такие проекты, как в Корее и Японии, когда на месте старых свалок возводят парки и целые острова?
— В России уже есть такие проекты. В частности, в московском регионе был разработан проект по рекультивации старой свалки и созданию на ее месте прогулочного парка (полигон ТКО Некрасовка), такая же работа предполагается на месте еще одного полигона (Левобережный).
Говоря о Японии, в Токио мы посмотрели полигон ТКО, который вдается в море, образуя экологически безопасное место утилизации отходов. Самое интересное, на весь город Токио, где проживают порядка 10 миллионов человек, — только один полигон. И на него попадает порядка 15% отходов. Все остальное применяется как вторичные ресурсы, включая энергетические и сырьевые.
По мере реализации норм природоохранного законодательства, которые требуют сокращения полигонного захоронения, таких объектов в России будет появляться все больше. Главное иметь в виду: они должны предусматривать современные технологии изоляции полигонов, отведения метана и его использования в качестве альтернативного топлива.
Вопросы применения альтернативного топлива в последнее время активно обсуждаются. Приготовление топлива из отходов (РДФ-топлива) позволяет сократить количество муниципальных отходов, поступающих на полигоны. Эти отходы после специальной обработки, по примеру Европы, можно использовать в цементных печах. Одновременно решаются задачи экологически безопасного уничтожения отходов и экономии природного топлива цементной промышленностью.
- Каковы планы по строительству мусороперерабатывающих заводов в России? Необходимо ли создать единую схему по их строительству на территории РФ?
— При разработке территориальных схем по обращению с отходами субъекты запланировали создание различных производств по обращению с отходами. Задача нашего министерства — дать им линейку надежного российского оборудования с доступным сервисом.
На последних слушаниях в Госдуме, 18 мая, также было отмечено, что отсутствует понимание необходимости учитывать фактор межрегионального сотрудничества при построении отрасли переработки в России. Каждый регион имеет свое видение переработки отходов и закладывает в первую очередь строительство полигонов на своих территориях. И даже когда предприятия по переработке заложены в терсхему, в регионах нет понимания, справятся ли эти предприятия с утилизацией накопленных и образующихся отходов в регионах.
Именно исходя из этого, министр промышленности и торговли Денис Валентинович Мантуров на встрече с заместителем председателя правительства Александром Геннадиевичем Хлопониным заручился его поддержкой в том, чтобы учесть Минпромторг в качестве ФОИВ, отвечающего за согласование терсхем в части выбора технологических решений и оборудования. Это позволит исключить вышеуказанные недостатки при разработке и согласовании терсхем.
- Необходим ли единый регулятор на этом рынке? Например, отдельная госкорпорация или другой специальный орган?
— На сегодняшний день решением вопросов обращения с отходами занимаются различные государственные органы, каждый в пределах своих полномочий. Их деятельность не всегда согласована. Каждый орган выпускает достаточно большое количество своих подзаконных актов, в которых бизнесу сложно разобраться.
В настоящее время Минпромторг прорабатывает предложения о создании межведомственной комиссии по координации взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти в области обращения с отходами.
— Какие меры поддержки просят бизнесмены? Нужны ли дополнительные льготы?
— Что касается мер поддержки отходоперерабатывающей индустрии и отрасли производства высокотехнологичного оборудования по обращению с отходами, то в рамках госпрограммы по развитию промышленности уже сегодня можно воспользоваться общеотраслевыми мерами.
Это субсидии на уплату части процентов по кредитам на реализацию новых инвестиционных проектов, субсидии на финансирование части затрат на НИОКР, льготное заемное финансирование в рамках Фонда развития промышленности.
Одновременно Минпромторгом проработаны меры поддержки, среди них механизмы предоставления субсидий на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам на реализацию проектов по созданию экотехнопарков, субсидии на компенсацию выпадающего дохода отечественным производителям оборудования для отрасли переработки отходов.