Вопрос цены
Министерство обороны неоднократно озвучивало планы строительства таких кораблей. В частности, много говорилось о перспективном проекте атомного авианосца "Шторм", который пришел бы на смену видавшему виды тяжелому авианесущему крейсеру (ТАКР) "Адмирал Кузнецов". Однако в ближайшем будущем он точно не появится: замминистра обороны Юрий Борисов сообщал, что контракт на строительство "Шторма" будет подписан только к концу 2025 года.
Схожая ситуация и с тяжелыми атомными эсминцами проекта "Лидер". Эти корабли должны были стать универсальными "ударниками" в российских флотах и заменить собой ракетные крейсера, эскадренные миноносцы и противолодочные корабли. Строительство первого должно было начаться в 2018 году, однако, как сообщила в конце мая газета "Ведомости" со ссылкой на собственные источники в оборонном ведомстве, проект "Лидер" было решено "сдвинуть вправо" — за рамки ГПВ-2025. Причина та же, что и со "Штормом" — сложность и дороговизна.
"Вторая молодость"
Тем не менее Северный флот не останется без современных крупных надводных кораблей. Уже в 2017 году планируется начать ремонт и модернизацию ТАКР "Адмирал Кузнецов". Опыт его боевого применения в Восточном Средиземноморье выявил ряд недостатков, связанных с работой энергетической установки, механизмов аэрофинишеров и прочего. Кроме того, на корабле планируется заменить радиоэлектронное и радиолокационное вооружение, а также авиационный навигационный комплекс.
Еще одним кандидатом на вторую молодость станет флагман Северного флота, тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) проекта "Орлан" — "Петр Великий". Он был спущен на воду в 1988 году и уже успел порядком устареть. Ожидается, что масштабную модернизацию этого гиганта начнут до 2020 года, как только в состав флота вернется его "одноклассник" "Адмирал Нахимов", который находится в ремонте с 1999 года (фактически работать над ним начали только в 2013 году).
"Как и на "Нахимове", на "Петре Великом" необходимо установить универсальные корабельные стрелковые комплексы (УКСК), которые можно снаряжать и крылатыми ракетами большой дальности (например, "Калибрами"), и противокорабельным вооружением. Основной задачей "Орланов" всегда была борьба с авианосными ударными группами противника. Однако его тяжелые (более 5 тонн) ракеты "Гранит" уже устарели. С моей точки зрения, воевать с авианосцами должны подводные лодки, а "Петра Великого" необходимо превратить в носитель дальнобойного высокоточного оружия для уничтожения наземных целей. Таким образом, этот крейсер станет эффективным неядерным средством стратегического сдерживания", — полагает Виктор Мураховский.
Поддержка с берега
Рассуждать о боеспособности флота, основываясь исключительно на сильных и слабых сторонах его корабельного состава, было бы неправильно. Северный флот поддерживает мощная общевойсковая группировка, прикрывающая значительную часть наших территориальных вод. Об этом 24 мая говорил министр обороны Сергей Шойгу, подчеркнув, что береговые войска трех флотов — Северного, Балтийского и Черноморского — перешли на организационную структуру армейских корпусов.
На вооружение береговых войск Северного флота продолжают поступать противокорабельные ракетные комплексы "Бал" и "Бастион", зенитно-ракетные системы С-400, современные средства радиоэлектронной и гидроакустической разведки. Кроме того, военные продолжают восстанавливать в Арктике старые советские военные базы и строить новые, в том числе знаменитый "Арктический трилистник" на Земле Франца-Иосифа. Всего в регионе планируется ввести в строй 13 аэродромов, с которых морская авиация сможет поддержать корабли флота огнем в случае потенциального вооруженного конфликта.