Рейтинг@Mail.ru
Дрейфующие станции - РИА Новости, 03.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Дрейфующие станции

© РИА Новости | Перейти в медиабанк"Северный полюс-1" - первая в мире советская полярная научно-исследовательская дрейфующая станция
Северный полюс-1 - первая в мире советская полярная научно-исследовательская дрейфующая станция
Читать ria.ru в

Дрейфующая станция — научно-исследовательская станция на дрейфующих льдах в глубоководной части Северного Ледовитого океана. Станции выполняют программу комплексных круглогодичных исследований в области океанологии, ледоведения (физики и динамики льдов), метеорологии, аэрологии, геофизики (наблюдения в ионосферном и магнитном полях), гидрохимии, гидрофизики, а также биологии моря.

История любой дрейфующей станции начинается с поиска подходящей льдины. Ледовые разведчики совершают полеты в Северном Ледовитом океане. Основная сложность поиска пригодной для организации дрейфующей станции льдины заключается в том, что недостаточно найти мощную льдину оптимальных размеров и толщины, надо, чтобы ее не поломало в течение зимовки.

Надо еще, чтобы к этой льдине вплотную примыкал молодой, ровный малозаснеженный лед, называемый "припаем", аналогично неподвижному льду у берега. Толщина его и размеры должны быть подходящими для строительства на нем в кратчайший срок взлетно-посадочной полосы. И таких "припаев" у многолетней льдины желательно иметь несколько — для запасных аэродромов на случай возможных разломов.

Дрейфующая полярная станция представляет собой небольшое поселение, включающее жилые постройки для полярников и научные помещения, электро- и радиостанции, метеорадиолокатор, основные и аварийные склады.

Необходимость организации дрейфующих станций была вызвана отсутствием суши в центральной части Северного Ледовитого океана, пригодной для устройства постоянных наблюдательных пунктов.

Впервые идею о высадке людей на дрейфующий лед высказал в 1925 году норвежец Фритьоф Нансен. Этот проект не был осуществлен, но многим идея показалась стоящей.

В Советской России ее разделяли академик Отто Шмидт и профессор Владимир Визе. Проект основания научной станции на полюсе был впервые рассмотрен в СССР в 1929 году по предложению Визе, однако до 1935 года практических шагов в этом направлении не предпринималось.

В начале 1936 года правительством Советского Союза был одобрен план организации дрейфующей научно-исследовательской станции, начальником которой был назначен Иван Папанин. В состав экспедиции вошли также геофизик Евгений Федоров, гидролог Петр Ширшов и радист Эрнест Кренкель. 21 мая 1937 года на льдине в районе географического Северного полюса произвел посадку самолет с четверкой "папанинцев" и руководством экспедиции. Через несколько дней оставшаяся группа самолетов доставила грузы дрейфующей станции на льдину.

6 июня состоялось торжественное открытие станция "Северный полюс-1" ("СП-1"). После этого самолеты улетели, и четверка зимовщиков осталась наедине с Арктикой.

Станция работала в течение девяти месяцев до 19 февраля 1938 года, продрейфовав более 2000 километров. Ледоколы "Таймыр" и "Мурман" забрали зимовщиков с льдины за 70-й широтой, в нескольких десятках километров от берегов Гренландии. Дрейф по Северного Ледовитого океана станции "СП-1" принес бесценный объем новых знаний о природе вод и льдов, атмосферы, закономерностей изменчивости магнитного поля, о биоразнообразии морских живых организмов, обитающих в холодных водах.

Концепция дрейфующих полярных станций в Арктике была признана удачной, но из-за начавшейся Второй мировой войны работу пришлось прервать. Цикл исследований был продолжен станцией "Северный полюc-2", которая работала с 1 апреля 1950 года по 11 апреля 1951 года под руководством Михаила Сомова. К концу 1950-х годов дрейфующие экспедиции "Северный полюс" стали практически постоянными.

Они работали во льдах Центральной Арктики до июля 1991 года, когда в Арктике закрылась последняя советская дрейфующая станция "Северный полюс-31". Обычно станции действовали три — четыре года, после чего их эвакуировали. Самой длительной экспедицией серии стала "СП-22", начавшая работу в сентябре 1973 года и завершившаяся 8 апреля 1982 года.

В среднем за год на станции выполнялось 600-650 измерений глубин океана, 3500-3900 метеонаблюдений за комплексом элементов погоды, 600-650 выпусков шаров-пилотов, несущих радиозонды, 1200-1300 измерений температуры и взятий проб морской воды на химический анализ. Производились также магнитные, ионосферные, ледовые и другие наблюдения. Регулярное определение координат льдины астрономическим способом позволяло получать данные о направлении и скорости ее дрейфа.

Информация о результатах наблюдений регулярно по радио передавалась в научные центры.

В ходе работы станций были сделаны важные физико-географические открытия, получены ценные выводы о закономерностях и взаимосвязи процессов в водной оболочке и атмосфере Земли, в ее полярной области. К наиболее важным относятся открытие глубоководного хребта Ломоносова, пересекающего Северный Ледовитый океан, и других поднятий и впадин дна океана, открытие двух основных систем дрейфа льдов (выносной и круговой), установление факта активного проникновения циклонов в Центральную Арктику.

С 1991 по 2003 год арктические дрейфующие станции "Северный полюс" не действовали, первая после перерыва станция "СП-32" стартовала 25 апреля 2003 года. Она проработала почти год. В начале марта 2004 года дрейфующая льдина, на которой находилась станция, раскололась, большая часть построек, в том числе дизельная, ушла под воду. Было принято решение о срочной эвакуации полярников. 6 марта 2004 года началась спасательная операция, в ходе которой все члены экспедиции, научные результаты дрейфа и оставшееся оборудование были вывезены двумя вертолетами — Ми-8 и Ми-26.

С этого времени российские станции стали работать регулярно. Последняя научно-исследовательская дрейфующая станция "Северный полюс", имевшая порядковый номер 40 ("СП-40"), начала свою работу 1 октября 2012 года, но в мае 2013 года льдина, на которой она находилась начала разрушаться, что создало угрозу дальнейшей работе станции. 23 мая 2013 года было принято решение об ее эвакуации. Из Мурманска к станции был отправлен атомный ледокол "Ямал", который в начале июня забрал всех полярников с "СП-40".

В настоящее время в связи с климатическими изменениями стало невозможно в Арктике найти необходимую льдину, на которой дрейфующая станция смогла бы работать год и больше.

Поэтому следующая станция, получившая название "Северный полюс-2015" проработала только с 18 апреля по 9 августа 2015 года.

"СП-2015" удалось провести уникальный летний дрейф в северных широтах, благодаря которому ученые получили интересные данные по биоразнообразию, проявлениям климатических изменений в разных средах.

Решение о запуске очередной станции "Северный полюс" в 2016 году не было принято из-за финансовых трудностей.

Организация дрейфующих станций "СП" — это только часть большой работы, которую Россия ведет и будет продолжать вести в Арктике. Следующий эволюционный шаг — это строительство и запуск всесезонных ледовых платформ. Несмотря на сравнительно высокую стоимость подобных проектов, их появление позволит перевести высокоширотные исследования на качественно новый уровень.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

 

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала