МОСКВА, 5 апр — РИА Новости. Турецкий город и одноименная провинция Измир, граничащая с Грецией, продолжает принимать на своей территории большое количество беженцев из Сирии. Некоторые из них намереваются в дальнейшем переправиться в Европу, некоторые — мечтают вернуться домой после окончания войны на родине. О том, как обосновавшиеся в Измире сирийцы пытаются начать жизнь с чистого листа, рассказывают корреспонденты Sputnik Турция.
Поток беженцев снизился
До заключения 18 марта 2016 года между Турцией и ЕС соглашения по вопросу размещения беженцев, примерно 2500 человек ежедневно переправлялись по морю из Турции в Грецию. После подписания документа этот поток сократился до 100 человек. Ввиду того, что большая часть мигрантов прибывала из близких к греческим островам районов, Измир рассматривался в качестве своеобразных "ворот в Европу".
Согласно данным Департамента по вопросам миграции, в Измире зарегистрировано примерно 107 тысяч сирийцев. Чтобы встретиться с беженцами, мы, прежде всего, отправляемся в район Басмане на улицу Отеллер. По сравнению с той обстановкой, которая наблюдалась здесь полтора — два года назад, можно сказать, что теперь в этой части города царят тишина и покой. По словам хозяев местных отелей, гостиницы практически пустуют, после вступления в силу соглашения между Турцией и ЕС число беженцев приблизилось к нулю.
Рядом с улицей Отеллер, в районе мечети Хатуние, также проживет большое число сирийских беженцев. На улице Анафарталар можно увидеть много ресторанчиков, кондитерских и салонов сотовой связи с вывесками на арабском языке. Некоторые сирийцы, хозяева лавочек, нервничают в присутствии журналистов и не отвечают на наши вопросы. По их словам, они благодарны за то, что имеют.
"Мир не без добрых людей"
Пройдя по расположенному прямо перед мечетью Хатуние рынку, мы попадаем в район Капылар. Здесь свои двери перед нами открывает Дом солидарности и помощи беженцам, куда приходят в основном мигранты из Сирии. Организация была создана под руководством Ялчына Яныка, который считает себя афротурком — его дед 200 лет назад был привезен в Измир в качестве раба. Сам Янык считает себя "одним из старейших беженцев".
Начало проекту солидарности было положено 5-6 лет назад. Когда сирийцы начали работать в этом районе, местное население негативно отреагировало на это, люди испугались за свои рабочие места. Тогда члены организации решили изменить позицию местного населения, объяснив, что приехавшие сирийцы — это жертвы войны, вынужденные покинуть свою родину, и турецкое государство открыло перед ними двери.
"Люди приносят все — от домашней еды до одеял. Здесь турецкий народ демонстрирует свое гостеприимство. Многие люди из муниципалитета проявляют солидарность, и это очень важно. По субботам и воскресеньям здесь даются уроки для детей беженцев. Собранные вещи отправляются нуждающимся из других районов. Мир не без добрых людей, и это хорошо. Конечно, если бы не было войны, люди не попали бы в такое положение. Если бы война закончилась, они вернулись бы к себе на родину", — сказал Янык.
"Неизвестно, сколько еще продлится эта война"
Пока мы находимся в Доме солидарности, сюда приходит множество сирийских мигрантов. Большинство посетителей, узнав, что мы журналисты, стесняются, но некоторые все же рассказывают о своем положении.
Ахмед из Алеппо три года назад приехал в Газиантеп, а затем перебрался в Измир, где вместе со своей семьей разместился в районе Агора. В свои 52 года он не работает, но его сын трудится здесь в качестве строителя.
"Жизнь здесь сложная, но я не хочу ехать в Европу. Особенно не хочу незаконным путем, на судне, лодке. Это может стоить жизни. Как человек может осознанно ставить под угрозу свою жизнь? Но если война закончится, я хочу вернуться в Алеппо".
"Конечно, я хочу вернуться в Сирию, но неизвестно, сколько еще продлится эта война. Будь у меня возможность, я хотел бы поехать в Европу. Пока что мы живем здесь, но жизнь очень сложная".
"Зачем уезжать, если придется все начинать с нуля?"
35-летняя Авшин Мустафа переехала в Измир к родственникам вместе с пятью детьми после взрыва, который произошел рядом с ее домом в Хасеке в 2012 году. По ее словам, многие из ее знакомых сирийских курдов перебрались к своим знакомым в Турции. Муж Авшин остался в Сирии, а она сама сейчас работает на фабрике по пошиву готовой одежды и получает 300 лир (около 82 долларов) в неделю. Трое детей Авшин ходят в школу, а 16-летний сын находится в поисках работы.
"Он ищет работу везде, где только можно, но в тех местах, куда его готовы были взять, за 12-ти часовой рабочий день предлагали в неделю платить 150 лир (около 40 долларов). Разве это человечно?", — говорит женщина.
По словам Авшин, некоторые ее друзья перебрались во Францию, но после этого связь между ними оборвалась. К переезду в Европу женщина относится не слишком оптимистично.
Авшин говорит, что не хочет возвращаться в Сирию, даже если война в стране закончится.
"Даже если однажды там (в Сирии — прим.) воцарится мир, я не хочу возвращаться туда. Теперь там все словно стало другим. Соседи — уже не те, моих родственников там не осталось. Теперь я не вижу причин для возвращения", — отмечает она.
Многие сирийские беженцы в Измире жалуются на высокую арендную плату за плохое жилье. 33-летняя сирийская туркменка Фатима не скрывает своего возмущения: "Никак не могу понять, почему они ставят для нас такие высокие цены за аренду жилья? Эти дома, эти квартиры, в которых приходится жить, находятся в плохом состоянии, условия крайне тяжелые, до нас в них никто не жил. И, тем не менее, хозяева домов постоянно повышают плату за проживание".
"Власти гордо рассказывают о том, что Турция приняла у себя в гостях 3 миллиона сирийцев, но, посмотрите, в каких условиях живут эти люди здесь. Разве это можно назвать гостеприимством? Этих бедных людей искренне жаль", — отмечает один из жителей квартала.
"Если бы война закончилась, я сегодня же вернулся бы в Сирию"
В Кадифекале мы беседуем с 55-летним Хишманом Абу Ахмадом, который приехал из Кобани в Измир. Он рассказывает, что не хотел покидать Сирию, но война вынудила его уехать.
"Арабы, курды, турки — все мы мусульмане, все мы люди. Чего хотят от нашей многострадальной родины? Если бы война закончилась, я сегодня же вернулся бы в Сирию".
С семьей Хашим из Алеппо, живущей в Кадифекале, мы разговариваем об условиях жизни в Турции и ожиданиях на будущее. Семих аль Хашим рассказал, что не так давно приехал в Измир к своему дяде, который переселился сюда ранее. Молодой человек в целом доволен новой жизнью, он работает официантом и постепенно учит турецкий язык. По словам Семиха, он хотел бы уехать в Европу, но только законным путем.
Дядя Семиха, 45-летний Сердар аль Хашим приехал в Измир три года назад, а затем перевез сюда свою семью. Он подрабатывает на стройке, но постоянную работу до сих пор найти не смог. Тем не менее, Сердар не думает уезжать в Европу, он надеется на окончание войны в Сирии.
"Если бы я только узнал, что война закончилась, я сразу же, в тот же день вернулся бы домой. Разве может человек найти замену своей родине?", — говорит он.