Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Весна — время блокбастеров: в Третьяковке открылась выставка Серебряковой

© Предоставлено пресс-службой Третьяковской галереиЗинаида Серебрякова "Беление холста. 1917". Третьяковская галерея
Зинаида Серебрякова Беление холста. 1917. Третьяковская галерея
Читать ria.ru в

МОСКВА, 5 апреля — РИА Новости, Анна Михайлова. Здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке приготовилось к четырехмесячной осаде: на это время два этажа Инженерного корпуса станут "резиденцией" Зинаиды Серебряковой. В 2014 году Третьяковка уже устраивала ретроспективу зарубежных работ художницы в помещении на Крымском валу, и ажиотаж вокруг той выставки подсказал руководству музея, что настало время для полномасштабной экспозиции. Для посетителей она открывается 5 апреля.

Здание Государственной Третьяковской галереи в Москве. Архивное фото
Преображение "Третьяковки": о чем расскажет ребрендинг галереи

Третьяковка собрала со всего мира более 200 картин и рисунков, охватывающих все периоды творчества одной из главных женщин русского искусства. В частности, здесь представлены работы из французского наследия Серебряковой, которые ранее никогда не экспонировались в России. Нынешний показ обещает стать самым полным с 1986 года, когда в Москве прошла первая персональная выставка художницы.

© Предоставлено пресс-службой Третьяковской галереиЗинаида Серебрякова "За туалетом. Автопортрет. 1909". Третьяковская галерея
Зинаида Серебрякова За туалетом. Автопортрет. 1909. Третьяковская галерея

Серебрякова прожила долгую яркую жизнь, больше половины которой пришлось на эмиграцию. Это был непростой период в российской и мировой истории: революция, две мировых войны. Неслучайно ее ретроспектива проходит в столетие 1917 года — эта дата стала роковой для Серебряковой. Об этом напоминает директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова:

"У этой художницы сложилась очень счастливая творческая, семейная, женская жизнь до наступления страшных катаклизмов 1917 года, в результате которых она потеряла своего горячо любимого мужа и то место, которое было для нее самым дорогим местом на свете, где она выросла, познакомилась с мужем, где выросли четверо ее детей, — имение Нескучное".

© Предоставлено пресс-службой Третьяковской галереиЗинаида Серебрякова "Девочки-сильфиды. (Балет "Шопениана"). 1924". Третьяковская Галерея
Зинаида Серебрякова Девочки-сильфиды. (Балет Шопениана). 1924. Третьяковская Галерея

Революция навсегда разделила личную и творческую жизнь Серебряковой на "до" и "после". Имение в Нескучном было разрушено, муж Борис Серебряков умер от тифа. Художница осталась одна с четырьмя детьми, больной мамой, без средств к существованию. Идиллические зарисовки семейного быта знаменитой семьи Бенуа-Лансере, к которой принадлежала Серебрякова, сменились полными тревоги портретами самой художницы и ее осиротевших детей.

Несмотря на все тяготы послереволюционного периода, проведенного в Петрограде, картины Серебряковой тех лет — это женский мир, прежде всего портреты ее детей. В 1924 году ей пришлось навсегда расстаться с двумя из них: получив заказ на изготовление декоративного панно, Серебрякова выехала во Францию и уже не смогла вернуться. Советские власти разрешили отправить к ней только младших детей — Александра и Екатерину.

© Предоставлено пресс-службой Третьяковской галереиЗинаида Серебрякова "За завтраком. 1914". Третьяковская галерея
Зинаида Серебрякова За завтраком. 1914. Третьяковская галерея

За следующие 43 года жизни в эмиграции Серебрякова лишь однажды смогла увидеться с оставшимися в России дочерью и сыном. Тем не менее именно благодаря им имя художницы не было окончательно забыто на родине, уверен внук Зинаиды Серебряковой, сын ее дочери Татьяны — Иван Валентинович Николаев.

"В свое время имя Серебряковой замалчивалось. Моя мама, которая рассталась с ней в 12 лет и даже первые годы не имела права переписки, потом, когда эта возможность возникла, приложила все усилия для того, чтобы была организована первая выставка бабушки. Тогда любители искусства и обратили внимание на творчество Зинаиды Серебряковой".

© Предоставлено пресс-службой Третьяковской галереиЗинаида Серебрякова "Персия. 1916". Третьяковская галерея
Зинаида Серебрякова Персия. 1916. Третьяковская галерея

Вероятно, из-за эмиграции имя Серебряковой до сих пор стоит особняком в истории русского искусства XX века. До отъезда из страны она участвовала в выставках художественного объединения "Мир искусства", но так и не стала характерной представительницей этого направления.

Во Франции также не вошла в местные художественные круги, хотя, чтобы посылать деньги маме и детям, очень много писала, зарабатывая на жизнь частными заказами.

Работа художника Владимира Бехтеева Бой быков
Понаехали: в Москву привезли авангард из провинциальных музеев

В этот период в ее творческом "мире без мужчин" появились портреты знаменитых парижских эмигрантов. Они занимают значительную часть нынешней выставки в Третьяковке. Наряду с уникальными бельгийскими панно, которые долгое время считались утраченными во Второй мировой, и серией марокканских этюдов эти работы дают наиболее полное представление о зрелом творчестве Серебряковой.

© Предоставлено пресс-службой Третьяковской галереиЗинаида Серебрякова "Пейзаж. Село Нескучное Курской губернии. 1916". Третьяковская галерея
Зинаида Серебрякова Пейзаж. Село Нескучное Курской губернии. 1916. Третьяковская галерея

Все же главными в нынешней экспозиции остаются работы русского периода: крестьянская серия, пейзажи родового имения Нескучное и Крыма, портреты балерин и зарисовки закулисья Мариинского театра и, конечно, уникальные домашние сцены из личного архива семьи художницы. Кажется, что кураторам Третьяковской галереи удалось преодолеть пропасть между двумя периодами жизни Серебряковой, пусть пока в масштабах одной экспозиции.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала