Рейтинг@Mail.ru
Референдум по Исаакию - законный, но дорогой способ узнать мнение людей - РИА Новости, 29.03.2017
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вид на пролив Малое море озера Байкал на закате со смотровой площадки у памятника бродяге по трассе Иркутск - МРС (Маломорская рыбная станция)
Религия

Референдум по Исаакию - законный, но дорогой способ узнать мнение людей

© РИА Новости / Алексей Даничев | Перейти в медиабанкПамятник Николаю I у Исаакиевскиевского собора в Санкт-Петербурге
Памятник Николаю I у Исаакиевскиевского собора в Санкт-Петербурге
Читать ria.ru в
Дзен

МОСКВА, 29 мар — РИА Новости. В России нет культуры проведения референдумов, хотя действующие законы позволяют проводить их по любым поводам. Как проще и дешевле и узнать мнение жителей северной столицы о передаче одного из символов города — Исаакиевского собора — Русской православной церкви, рассказал РИА Новости  член президентского Совета при по развитию гражданского общества и правам человека, директор Информационно-аналитического центра "Сова" Александр Верховский.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
В РПЦ назвали "правовым нонсенсом" референдум о судьбе Исаакия
Горизбирком Петербурга во вторник утвердил регистрацию инициативной группы по проведению референдума о судьбе Исаакиевского собора. Авторы ходатайства рассчитывают, что теперь документы о референдуме рассмотрит законодательное собрание Петербурга. По мнению председателя Синодального информационного отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимира Легойды, рассмотрение на референдуме соблюдение федеральных законов (в данном случае ФЗ-327 "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности") с точки зрения права является нонсенсом.

"Референдум не незаконен, никак и нигде не запрещено проводить их по любым поводам, но такой практики нет. У нас так сложилось, что местные референдумы не стали средством разрешения правовых споров, нетипично это для нас", — считает Верховский. При этом он отметил, что способ разрешения конфликта желательно все же найти.

Организаторы референдума включили в его повестку передачу Церкви Петропавловского собора и храма Спаса на Крови, хотя о претензиях на них в Церкви пока никто не заявлял. По мнению директора "Совы", разумной альтернативой дорогостоящей процедуре могли бы стать общественные слушания, которые проводят при строительстве новых храмов, но которые не состоялись перед скандальной передаче собора РПЦ.

"Мнение жителей каким-то образом должно учитываться. Обычно, если речь идет о постройке новой церкви в микрорайоне или еще чем-то, проводятся слушания, все желающие приходят и обсуждают это. Здесь речь идет о крупном объекте и уже имеющемся конфликте, можно провести переговоры с участием федеральных, городских властей, Церкви и представителей общественности, которые имеют те или иные взгляды. После того, как все покричат немного друг друга, перейдут к обсуждению вариантов", — заключил Верховский.

"Нам непонятно, что происходит в России"

Православные Польши с тревогой смотрят на инициативы петербуржцев, для многих мысль о его проведении стала настоящим шоком. Об этом в интервью РИА Новости сообщил бывший депутат Сейма Польской республики, главный редактор ежемесячника "Православное обозрение" Евгений Чиквин.

"Нонсенс (не в идее проведения референдума — ред.), а в том, что мы в шоке — православные люди и католики в Польше. Для нас обидно, что вообще такой вопрос возникает. После страшных преследований Церкви, большевизма, периода неисчисляемых жертв, Церковь возрождается — и ставится под сомнение ее право на святыню", — подчеркнул собеседник агентства.

Он привел в пример принятый в 1989 году в Польше закон о возвращении Католической церкви всего отобранного за время правления коммунистов имущества. По словам Чиквина, передача общинам земель и зданий принималась обществом как "естественный процесс".
Позже аналогичный закон был принят и в отношении Польской православной церкви.

"Так что (то, что происходит в России) для нас непонятно. И обидно, и неприятно, и мы не понимаем, как могут люди протестовать против передачи храма, который "домом Божиим" зовется", — заключил общественный деятель.

Сомнений в принадлежности храмов нет даже в Прибалтике

В свою очередь, мэр латвийского Резекне Александр Барташевич назвал идею такого референдума "нелогичной" и преследующей одну цель — в очередной раз поднять провокационную тему. Законодательство Латвийской республики, по его словам, не предусматривает обсуждение вопросов собственности и налогообложения на плебисците.

"В Латвии определенные такие, напряженные отношения все время существуют (между Церковь и государством — ред.), но вопрос собственности, владения, конечно же, никто не выносит на публичное обсуждение. Это должно решаться как вопрос правопреемственности. Если признано, что православная церковь в России — правопреемница той, дореволюционной, то конечно, логически собор должен вернуться к своему хозяину",- убежден Барташевич.

Ситуация вокруг Исаакиевского собора вызвала общественный резонанс, когда власти Петербурга решили передать собор на 49 лет РПЦ в безвозмездное пользование с сохранением музейно-просветительских функций. Позже они уточнили, что собор передается без смены юридического статуса — его владельцем остается город. Общественность обеспокоена судьбой Исаакия, несмотря на заявление представителей РПЦ, что музейные функции будут расширены, а вход в собор станет бесплатным.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала