Четырехсотлетие со дня рождения знаменитого проповедника, протопопа Аввакума — ключевой фигуры для верующих-старообрядцев — будет отмечаться в России в 2020 году на государственном и на церковном уровне. Зампредседателя Синодального миссионерского отдела игумен Серапион (Митько) рассказал РИА Новости, как осмысливает этот юбилей Русская православная церковь. Беседовал Сергей Стефанов.
- Отец Серапион, 400 лет — это, конечно, серьезная дата; может быть, повод что-то переосмыслить или на что-то взглянуть по-новому. Как вы спустя столетия оцениваете личность протопопа Аввакума, его вклад в отечественную историю и культуру, в историю Церкви? Могут ли предстоящие юбилейные мероприятия стать неким дополнительным импульском к сближению между верующими РПЦ и старообрядцами?
— Мне трудно увидеть в протопопе Аввакуме фактор сближения Русской православной церкви и старообрядцев, поскольку именно протопоп Аввакум был человеком, который в наиболее обнаженной форме показал те различия, которые нас разделяют. Собственно говоря, его оценка церковных реформ патриарха Никона была крайне отрицательной, и, насколько мне известно, он сохранил это мнение до конца своей жизни и отдал свою жизнь за свои взгляды.
А что касается оценки личности, то, с одной стороны, протопоп Аввакум является одним из деятелей раскола XVII века: он был чрезвычайно предан и верен древлеправославным традициям и крайне отрицательно — в очень жесткой, неподцензурной форме — высказывался в отношении этих реформ, наследницей которых является Русская православная церковь.
Например, Лев Толстой был отлучен от Церкви, — и вместе с тем, очень многие православные любят его читать и считают его великим писателем. И в этом нет противоречия. То есть, отношение человека к Церкви и его вклад в русскую культуру — это немного разные понятия.
- Совсем скоро мы будем отмечать еще один юбилей – 10-летие воссоединения Русской православной церкви и Русской православной церкви за границей. Хотя еще в 1990-е годы в это мало кто верил. Возможно ли, чтобы что-то подобное произошло и здесь, вы видите какие-то предпосылки?
— Русская православная церковь Московского патриархата и Русская православная церковь за границей (РПЦЗ) были разделены политическими событиями. То есть, между нами не было никаких ни богословских, ни обрядовых различий. Существовали, конечно, какие-то культурные расхождения, в менталитете, но нас разделяла история и отношение к русской истории XX века. Прошли десятилетия, и с обеих сторон осознали, что нас объединяет больше, чем разъединяет. Хотя часть представителей РПЦЗ так и не воссоединилась, наиболее радикальные группы.
А что касается гипотетического воссоединения со старообрядцами, то, конечно, мы все помним слова Христа: "Да будут все едино", и сознаем, что единство Церкви является важной целью для всех нас. Но при этом мы понимаем реальность: в отличие от РПЦЗ, здесь более существенные разделения, и они связаны, прежде всего, с различием обрядов.
И если для Русской православной церкви эти различия не столь существенны — в нашей Церкви есть общины (единоверческие — ред.), которые служат по тому же самому обряду, за который ратовал протопоп Аввакум и который существует в Русской старообрядческой церкви, — то для старообрядцев наш обряд, реформированный при патриархе Никоне, является абсолютно неприемлемым. И ко всем тем отличиям, которые существуют, они относятся очень серьезно.
Впрочем, такое объединение, так или иначе, уже имело место в истории. По существу, еще в синодальный период старообрядцам было разрешено присоединяться к православной церкви на правах единоверия. То есть, они сохраняли свой старый обряд, но принимали духовенство, рукоположенное в православной церкви, и признавали ее иерархию.
А впоследствии были сняты и те "клятвы" на старые обряды в Русской церкви, и сейчас ничто не препятствует в РПЦ существовать старообрядным приходам. Есть патриаршая комиссия по старообрядческим приходам, они действуют в разных епархиях нашей страны — есть они и в Москве, и в Московской области, и в других регионах. Это та часть старообрядцев, которая, сохраняя свою древлеправославную идентичность, вместе с тем, является чадами Русской православной церкви и принимает ее священство, и рукоположено в РПЦ.
А с их точки зрения, следование старому обряду — это главный критерий идентичности, и они полагают, что именно наша Церковь должна вернуться к тому обряду, который был до Никона.
- Но это, надо понимать, исключено?
— Вы понимаете, нельзя дважды войти в одну и ту же реку, и мы вовсе не собираемся отказываться от всей нашей культуры, традиции, от нашего духовного наследия, которое включало в себя жизнь великих святых — таких, например, как Серафим Саровский.
То, что люди об этом говорят, означает, что им небезразличны те церковные разделения, которые существуют в нашем народе. И мы все на каждой литургии молимся о единстве христиан… То, что я вам сказал — это человеческое мнение. А Господь, может быть, как-то по-другому все это видит и каким-то образом все устроит.
И последнее: соединение разделенных людей, христиан не обязательно приурочивать к каким-то юбилеям. Я думаю, что это дело другой перспективы.