Самый крупный российский проект в Иране — атомная электростанция в Бушере. Это уникальный объект, аналогов которому нет в мире.
Строительство станции было начато в 1974 году немецким концерном Kraftwerk Union AG (Siemens/KWU). В 1980 году правительство ФРГ присоединилось к санкциям США, введенным против Ирана после Исламской революции 1979 года, и строительство было прекращено.
Россия стала единственной страной, которая согласилась помочь Ирану достроить АЭС в Бушере. В августе 1992 года между правительствами России и Ирана было заключено соглашение о сооружении этой АЭС, а в январе 1995 года подписан контракт на завершение строительства первого энергоблока станции. Российскому "Атомстройэкспорту" и его подрядчикам удалось осуществить интеграцию российского оборудования в строительную часть, выполненную по немецкому проекту, и, кроме того, применить около 12 тысяч тонн немецкого оборудования. Первый блок АЭС "Бушер" был подключен к национальной энергосистеме Ирана в сентябре 2011 года.
В апреле 2016 года блок был окончательно передан Ирану в эксплуатацию, это стало официальным завершением проекта его строительства. При этом Росатом в рамках своих обязательств продолжает сервисное обслуживание блока и обеспечение его ядерным топливом.
В ноябре 2014 года РФ и Иран подписали контракт на строительство второго и третьего энергоблоков АЭС "Бушер" (проект "Бушер-2") на условиях "под ключ". Церемония начала проекта "Бушер-2" состоялась 10 сентября 2016 года.
Суммарная мощность двух новых блоков — 2,1 тысячи МВт. Строительство второго блока планируется завершить в 2024 году, третьего блока — в 2026 году.
В марте 2017 года на площадке будущей АЭС "Бушер-2" начались строительно-монтажные работы.
В соответствии с межправительственным соглашением о международном транспортном коридоре "Север — Юг" (2000) Россия, Иран и Азербайджан реализуют проект прямого сухопутного сообщения по западному побережью Каспийского моря со строительством новой линии железной дороги Казвин — Астара (иранская) — Астара (азербайджанская). Подписано соглашение между Россией, Ираном и Азербайджаном о создании консорциума для сооружения этой линии. Ориентировочная пропускная способность железной дороги составит до 10 миллионов тонн на первом этапе и в дальнейшем будет увеличена до 15 миллионов тонн в год.
В октябре 2012 года РЖД завершили первый проект в Иране, в рамках которого была электрифицирована линия Тебриз — Азаршахр протяженностью около 46 километров и пять станций.
В ноябре 2015 года RZD International и Иранские железные дороги подписали контракт на проектирование, поставку материалов, оборудование и строительство по проекту электрификации железнодорожного участка Гармсар — Инче Бурун. Протяженность этого железнодорожного участка составляет 495 километров. Город Гармсар находится в центре Ирана в 80 километрах к востоку от Тегерана, Инче Бурун — на границе с Туркменией.
Стоимость контракта оценивается в 1,2 миллиарда евро. Проект будет финансироваться за счет средств государственного экспортного кредита правительства РФ правительству Исламской республики Иран.
В настоящее время РЖД готовят к открытию представительство в Иране.
Глава Минэнерго РФ Александр Новак оценил общую стоимость возможных контрактов РЖД по реализации проектов электрификации железных дорог в Иране в 5-6 миллиардов долларов.
В декабре 2015 года была одобрена сделка по приобретению иранской транспортной компанией "Насим Бахр Киш" контрольного пакета акций ПАО "Астраханский порт". "Астраханский порт" — важнейший перевалочный пункт по маршруту "Север — Юг".
В ноябре 2015 года было подписано соглашение о строительстве теплоэлектростанции общей мощностью 1,4 тысячи мегаватт в городе Бандар-Аббас. Контракт по этому проекту прорабатывает компания "Технопромэкспорт".
В декабре 2016 года Россия и Иран подписали Меморандум о совместной работе в области нефти и энергетики. Документ состоит из 23 пунктов, среди которых положения о разведке, добыче, разработке месторождений, своповых операциях.
В меморандуме есть договоренности о сотрудничестве по доставке газа, проведению исследовательских работ. Иран и Россия также будут вместе работать в области технологий при производстве оборудования, необходимого для нефтяной промышленности.
Подписан также Меморандум о взаимопонимании "Газпрома" и иранской NIGC, который предусматривает сотрудничество в сфере разведки, добычи, производства СПГ, поставок трубного газа, в том числе в Индию, а также реализацию своповых операций. Соглашение носит рамочный характер, конкретные проекты будут обсуждаться компаниями на корпоративном уровне. В частности, "Газпром" ведет переговоры об участии в освоении иранского газового месторождения Farzad (расположено на блоке Farsi примерно в 100 км в Персидском заливе, предполагаемый объем производства — 10,3 миллиарда кубометров газа в год).
"Газпром нефть" в свою очередь подписала с NIOC меморандум о взаимопонимании по месторождениям Чешмех-Хош и Шангуле. Стороны договорились об изучении, оценке и подготовке технических предложений, в перспективе может быть подписан контракт на разработку и добычу в случае договоренности сторон.
В настоящее время ЛУКОЙЛ и Тегеран обсуждают возврат к проекту "Анаран". Компания в конце 2015 года направила свои предложения по изучению крупнейших месторождений на блоке Анаран.
Россия и Иран приняли пятилетнюю "дорожную карту" по развитию промышленности, которая предполагает реализацию более 70 проектов. Основные направления, зафиксированные в "дорожной карте" — машиностроение и вагоностроение. В 2016 году уже начались поставки в Иран продукции "Объединенной вагоностроительной корпорации" и "Уралвагонзавода".
В настоящее время страны обсуждают поставки и последующую организацию совместного производства вертолетов на территории Ирана, а также продвижение на его рынок российских автопроизводителей — "АвтоВАЗа", "КАМАЗа", "Группы ГАЗ", "Соллерс". Рассматривается вопрос о создании в Иране совместного предприятия с локализацией производства грузовой и легковой автотехники.
Тегеран также выразил готовность учредить с РФ совместное предприятие по производству вертолетов. Холдинг "Вертолеты России" ведет переговоры о поставке в Иран многоцелевых вертолетов "Ансат" и Ка-226Т.
Иран заинтересован приобрести 12 самолетов Sukhoi Superjet 100. Россия предложила иранским партнерам также наладить совместное производство модернизированного турбовинтового самолета Ил-114.
Компании "Интер РАО" и "Силовые машины" выразили заинтересованность в модернизации гидроэлектростанций и теплоэлектростанций Ирана, в частности ТЭС "Рамин", которая была построена советскими специалистами в 1980-е годы.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников