Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
На фоне активизации боевых действий ВСУ на юге Донецкой народной республики официальный представитель Минобороны Украины Андрей Лысенко заявил в понедельник, что с начала конфликта в Донбассе погибли 2629 украинских военнослужащих и 9453 военнослужащих получили ранения. Эти цифры вызывают, мягко говоря, недоверие.
По официальным данным ООН, жертвами боевых действий на востоке Украины стали 32 856 человек: 10 056 убитых и 22 800 раненых.
Разведка ФРГ насчитала в 2015 году десятки тысяч погибших военнослужащих ВСУ. Газета Frankfurter Allgemeine Sonntagszeitung отмечала: "Немецкие спецслужбы оценивают вероятное число погибших украинских военнослужащих и мирных жителей до 50 тысяч человек. Эти цифры в десять раз больше, чем заявленные официальные данные. Официальные цифры явно слишком занижены и не заслуживают доверия".
Впрочем, после поражения под Иловайском и завершения неудачной для Киева антитеррористической операции (АТО) 2014 года украинский президент Петр Порошенко открыто говорил об огромных потерях ВСУ: "На 60-65% военная техника в частях, стоявших на первых рубежах в зоне конфликта, была уничтожена".
Украинский интернет-портал "Апостроф" также признал, что в боевых действиях в Донбассе "украинская армия лишилась более 300 танков, свыше половины боевых бронированных машин, а также почти 50% артиллерийских систем".
Возможно, тысячи единиц боевой техники ВСУ были уничтожены отдельно от военнослужащих, а все экипажи, десантники, артиллерийские расчеты остались живы?
Математика — царица потерь
Как правило, в ходе боевых действий стороны не сообщают точной информации о своих потерях, чтобы не раскрывать противнику оперативной обстановки. Расхождения возможны в оценках международных организаций и экспертов. И все же потери ВСУ в Донбассе математически прозрачны.
Отчет военно-аналитического агентства International Institute for Strategic Studies Military Balance за 2016 год — в сравнении с аналогичным отчетом за 2013 год — позволяет с высокой точностью оценить безвозвратные потери личного состава и сухопутной техники ВСУ в ходе активной фазы АТО.
За три года количество украинских танков снизилось с 1435 до 788, то есть сгорели 647 танков. Из 3000 боевых машин пехоты (БМП) осталось 1300 единиц, то есть уничтожены 1700 БМП. Из 3350 единиц ствольной и реактивной артиллерии осталось 1850 единиц, то есть утрачены 1500 артиллерийских установок. А ведь на поле боя танки и БМП горят, как правило, с экипажами и десантными отделениями.
Экипаж Т-72 — три человека. БМП-1 вмещает восемь десантников (штатный экипаж — три человека). Расчет БМ-21 "Град" — три человека. Даже не касаясь потерь личного состава вне бронетехники, можно предположить, что уцелели немногие экипажи из 647 сгоревших танков (1941 человек), не все экипажи и десантники выбрались из 1700 подбитых БМП (18 700 человек), да и расчеты 1500 уничтоженных единиц артиллерии на поле боя были защищены в лучшем случае бронежилетами (4500 человек).
Получается, что потери ВСУ с привязкой лишь к танкам, БМП и артиллерии составляют свыше 25 тысяч убитых и раненых. Полагаю, на фоне этой цифры можно уверенно говорить о тысячах военнослужащих, погибших в окопах. Таким образом, вероятные потери ВСУ за три года карательной операции в Донбассе составляют около 30 тысяч человек (немецкая разведка учитывала и жертвы среди гражданского населения, поэтому не стану отрицать гибель 50 тысяч украинцев).
Цифра в 30 тысяч коррелируется с первыми тремя (из семи) мобилизациями на Украине (призвано более 30 тысяч человек), после которых не было демобилизации. Новых воинских частей ВСУ не создавали, а численность Нацгвардии составляет лишь около пяти тысяч человек.
За три года Украина реализовала на международном рынке 23 танка и 28 БТР, что не влияет на общую картину боевых потерь.
Уничтожение достоинства
В сети встречаются и более систематизированные данные о потерях украинских силовиков и им сочувствующих западноевропейских и американских граждан (с оружием в руках). По понятным причинам очень сложно проверить информацию о гибели, к примеру, 88 сотрудников ЦРУ, ФБР, спецназа РУМО США, 737 иностранных наемников из частных военных компаний ASBS Othago (Польша), Асаdemi и Greystone Limited (США) и других иностранцев.
Более тысячи дней и ночей продолжается гражданская война, которая стала закономерным продолжением "революции достоинства", "цветного" проекта США и ЕС. За это время ВСУ провели десятки наступательных (карательных) операций, пытаясь захватить отдельные населенные пункты на территории ДНР и ЛНР. Практически все они завершились плачевно.
Киевское руководство и "дети Майдана" правильных выводов не сделали. Минские соглашения не выполняются. Зона АТО и сама операция стали прибыльным бизнесом для отдельных украинских политиков (военные подряды, контрабанда товаров и услуг). Периодически на Украине возникают конфликты и даже кровопролитные перестрелки между силовиками и радикалами. Экономический упадок в стране маскируется антироссийской риторикой. В Вооруженных силах Украины числятся около 200 тысяч военнослужащих, и большинство из них участвуют в АТО.
В производстве Следственного комитета РФ находятся 104 уголовных дела о преступлениях на востоке Украины. Фигурантами являются украинские политики, депутаты Верховной рады, командование ВСУ и председатель СБУ.
Между тем свыше 100 тысяч украинцев в 2016 году получили российское гражданство. Это на 49% больше, чем в 2015 году (67 400 человек). Такими темпами через 30-40 лет АТО в Россию может вернуться вся Украина.