МОСКВА, 17 мар — РИА Новости, Игорь Гашков. Кандидат от социалистов на президентских выборах во Франции Бенуа Амон опубликовал экономическую программу, из которой следует: проекты всеобщего гарантированного дохода переносятся на неопределенное будущее. Политик, утверждавший, что "потребность в труде становится все ниже" по причине стартующей "роботизации", признал, что в случае его избрания отчисления каждому гражданину производиться не будут.
Амбициозную программу, которая, по оценке Института Монтеня, обошлась бы Франции в 350 миллиардов евро, заменят предложениями по реформированию уже существующих социальных пособий. Преобразования затронут не более 19 миллионов граждан.
Позволяет ли экономика ввести всеобщий доход?
Однако избиратели партии социалистов в массе своей придерживаются другого мнения. Именно предложение ввести гарантированные выплаты выгодно отличило Амона в их глазах от шести других кандидатов на первичных выборах. Все без исключения конкуренты-социалисты осудили всеобщий гарантированный доход как отказ от ценности труда и… уступили Амону, в победу которого никто не верил.
В числе потерпевших поражение был и бывший премьер-министр, самый правый политик Соцпартии, Манюэль Вальс. В ходе внутренних дебатов он предлагал масштабную реформу социальных выплат вместо гарантированного дохода. По оценке газеты Le Figaro, новый проект Амона приближается к тому, на чем без особенного успеха настаивал Вальс.
Налог на роботов
Другой напрашивающийся источник универсального дохода — уже имеющиеся в странах ЕС (и довольно многочисленные) социальные выплаты. При оптимальном развитии событий эти отчисления ждет объединение и качественное увеличение. Как ни удивительно, подобные реформы позволили бы даже немного сэкономить — на рабочих ставках низовой бюрократии, сегодня обслуживающей неимущих. Единый доход трудно ввести, с финансовой точки зрения, но в социальной системе он водворил бы последовательность и порядок.
Не столь основательны, как может показаться, и обвинения в иждивенчестве, заранее адресуемые потенциальным получателям дохода. В сложившейся системе социальной поддержки пособие выплачивается неработающим, что теоретически способно демотивировать их к труду за низкую зарплату: получение непрестижной работы влечет за собой прекращение выплат. А в случае если гарантированные деньги поступают в любом случае, ничто не мешает пойти и подработать, чтобы стать богаче.
Все упирается, таким образом, в финансы: эпоха роботов, пусть и приближается, но с явным опозданием.
И все-таки его надо вводить
Аналогичные исследования проводятся и в других странах Европы. В 2017 году эксперимент собираются поставить в нидерландском Утрехте, с участием 250 человек. В этом же году первые попытки введения всеобщего дохода ожидаются во французской Жиронде. А вот швейцарцам идея универсального дохода оказалась не по душе: по итогам референдума 2016 года от нее было решено отказаться.
Можно сопоставить "нет" от жителей альпийской республики с их же собственным решением (тоже принятом на референдуме) запретить строительство новых минаретов. Нетрудно представить себе сценарий, при котором получателями дохода оказываются пребывающие в хроническом финансовом кризисе представители мусульманского меньшинства.
В первом приближении это не так и плохо, но всеобщий доход способен усилить геттоизацию правоверных, замкнув исламские кварталы сами на себя. Хотя социологическое исследование на этот счет и не проводилось, можно предположить, что идею универсального дохода горячее всего поддерживают мусульмане. По крайней мере, именно в их среде опережающей популярностью пользуется автор высказывания "В городе Брест слишком много белых" — Бенуа Амон.