Дмитрий Добров, обозреватель Inosmi.ru
Юбилейный саммит ЕС, который пройдет 25 марта в Риме, рассмотрит будущее Евросоюза без Великобритании, которая официально выходит из ЕС. Многие представители "старой Европы" заявляют, что без Великобритании европейский проект заработает лучше. Так ли это, еще предстоит увидеть.
Одним из главных предложений станет создание "Европы двух скоростей". Это фактическая констатация того, что с рядом стран Восточной и Южной Европы старым членам Евросоюза больше не по пути. Проект был слишком амбициозен, необдуманное расширение не принесло желаемых результатов.
Теперь в условиях кризиса Брюссель видит необходимость укрепления "твердого ядра" Евросоюза — прежде всего группу из шести стран, которые образовали в 1957 году Европейское экономическое сообщество, предтечу нынешнего Евросоюза. Иными словами, романо-германский локомотив ЕС будет идти вперед, в случае необходимости оставляя за бортом "варварскую" периферию. Эта идея была подтверждена на прошедшем мини-саммите в Версале, в котором приняли участие лидеры Германии, Франции, Италии и Испании, то есть стран, являющихся цивилизационными наследниками Западной Римской империи.
Евросоюз расширился до 28 стран (пока еще с учетом Великобритании), и управлять им стало чрезвычайно сложно. Поэтому возникла необходимость сформировать "твердое ядро" в рамках еврозоны, которое стало бы мотором роста и реформ. Речь идет, конечно, о развитых государствах "старой Европы". Шарль Мишель выделил две приоритетные задачи для "твердого ядра": во-первых, запустить экономический рост в ведущих странах ЕС, во-вторых, обеспечить внутреннюю безопасность, установив контроль над границами. По мнению французского аналитика Эрика ле Буше, Европа остается экономическим гигантом с громадным потенциалом роста, но ее развитие сдерживают "слабые звенья". Эти страны с непомерными долгами висят, подобно гирям, на всем Евросоюзе. Поэтому интеграцию надо проводить в "узком составе".
"Младоевропейцы" обвиняют грандов Евросоюза в том, что они обходятся с ними как метрополия со своими колониями. К тому же с выходом Великобритании из ЕС такие страны, как Польша, лишаются своего главного покровителя и арбитра. По мнению "младоевропейцев", наступает эпоха, когда Германия будет единолично устанавливать свои правила.
Разногласия по степени интеграции в Евросоюзе достаточно велики. Позицию Юнкера по ускоренному формированию "твердого ядра" Евросоюза после некоторых колебаний поддержала и Ангела Меркель. На встрече с Юнкером в Берлине канцлер высказалась за "Европу двух скоростей". По словам Меркель, это необходимо, так как жизнь показала, что не все страны ЕС находятся на равных ступенях интеграции. Вместе с тем Германия резко выступает против идеи выпуска евробондов, а фактически обобществления долгов в еврозоне. Если эта франко-итальянская инициатива воплотится в жизнь, немецкий налогоплательщик будет вынужден оплачивать долги своих соседей — французов и итальянцев.
Дело в том, что гигантские финансовые вливания в страны Восточной Европы и Грецию не принесли результата, выравнивания в уровне развития так и не произошло. Более того, к экономическим проблемам ЕС добавились и социальные: в развитые страны Европы хлынули миллионы гастарбайтеров и просто "социальных туристов", содержание которых легло на плечи налогоплательщиков.
Что касается политики, то "младоевропейцы" совсем отбились от рук и отказываются слушать "старших товарищей". Так, венгерский премьер Виктор Орбан, охотно пользующийся европейскими фондами развития, в то же время не намерен отказываться от национального суверенитета и строит на южных границах заградительную стену от мигрантов. Не отстает и Польша, где консерваторы из партии "Право и справедливость" упорно игнорируют "базовые ценности" ЕС. Более того, все страны "Вишеградской четверки" (Чехия, Словакия, Венгрия и Польша) бросают вызов Брюсселю, категорически отвергая требование взять на себя часть ответственности по приему беженцев.