Владимир Лепехин, член Зиновьевского клуба МИА "Россия сегодня"
Начало перехода возглавляемых Дональдом Трампом США к новой модели глобализации затронуло весь мир, но в особенности — европейские государства. Так, сегодня в Западной Европе мы наблюдаем эффект домино, когда в каждой более или менее значимой стране парламентские и президентские выборы становятся ареной борьбы сторонников транснациональной плутократии и национально ориентированных "трампистов". Процесс смены модели глобализации не мог не затронуть также Россию и постсоветское пространство.
В Европе еще не осознают новую реальность
До сих пор ситуация выглядела таким образом, что вся ответственность за международные злодейства (нападение войск НАТО на Сербию, Ирак и Ливию, организация "цветных революций" и гражданских войн во многих других странах) возлагалась на США, а европейские члены альянса, будучи на подпевках у Госдепа, были как бы ни при чем.
В кулуарах переговоров с той же Россией еврочиновники кивали на США, которые-де не позволяют им идти на уступки России по Украине, по газовым проектам и прочему. Сейчас же выясняется, что американская внешняя политика кардинально меняется, и уже ничто не мешает европолитикам как минимум сбавить градус русофобии, однако чиновники ЕС не торопятся пересматривать своего отношения к восточному соседу.
Сегодня становится очевидным, что западноевропейские элиты предпочитают жить в той реальности, которую они столь тщательно конструировали последнюю четверть века: безнаказанно хозяйничать в странах Восточной Европы и навязывать им свои ценности под политической "крышей" США и ядерным зонтиком НАТО.
Однако 20 января 2017 года общеевропейская халява закончилась. Новая американская метла начинает мести по-новому, в том числе и в странах Евросоюза.
С учетом того что американские демократы рассматривают Трампа и Путина в комплементарном единстве, европейские политики выбирают свойственный для них лицемерный вариант "сопротивления": ужесточая антироссийскую риторику и продолжая поддерживать русофобские силы в странах Восточной Европы, они тем самым подыгрывают противникам Трампа, не входя с последним в прямую конфронтацию.
Особенно усердствует в этом Германия в лице Ангелы Меркель, стремящейся продлить срок действия Минских соглашений в их неизменном виде в качестве способа давления на Россию.
Обострение политической борьбы на постсоветском пространстве
Во многом аналогичная ситуация наблюдается сегодня и в большинстве постсоветских стран, в которых, с одной стороны, начинается разворот к принципиально новой внешней политике, с другой — еще очень сильны инерционные процессы.
В частности, разворот элит в сторону налаживания прагматичных отношений с Россией происходит сегодня в Молдавии, где в ходе последних президентских выборов победил пророссийский кандидат — социалист Игорь Додон. Суверенизация и прагматизация внешней политики характерны и для Грузии, где, по итогам последних парламентских выборов (состоялись в октябре прошлого года), существенно ослабли позиции проамериканской партии "Единое национальное движение" Михаила Саакашвили. Полагаю, что политические процессы в Молдавии и Грузии (и частично в Азербайджане) отражают стремление этих стран дистанцироваться от уходящего вместе с американскими демократами тренда в пользу выстраивания более здоровых отношений со своими традиционными соседями — и прежде всего с Россией.
Объектами активной гуманитарной интервенции со стороны Запада продолжают оставаться также Армения и Белоруссия.
Так, по утверждению некоторых армянских и грузинских экспертов, в Армению, где 2 апреля должны состояться парламентские выборы, направлены десятки грузинских молодых армян, прошедших специальную "революционную" подготовку в Германии и других европейских странах.
В настоящее время со стороны западных НКО подвергаются атакам также президентские выборы в Южной Осетии (состоятся 2 апреля) и парламентские выборы в Республике Абхазии (выборы должны пройти 12 марта). К примеру, до сих пор не понятно, на какие средства ведут свою агитационную деятельность в Абхазии оппозиционные силы, выдвинувшие в парламент в два раза больше кандидатов, чем президентская и пророссийская партия "Форум народного единства".
Политические реформы в Казахстане и России
25 января президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев выступил со специальным Обращением к нации по поводу начала в стране конституционной реформы. Суть этой реформы в том, чтобы передать часть полномочий президента парламенту и правительству страны. Толчком же к реформе стали те процессы, которые происходят сегодня в мире.
Банкротство западной модели и поражение плутократов на выборах в США подталкивают иные страны мира (страны СНГ в том числе) к поиску новых национальных моделей государственного устройства.
Здесь нужно сказать, что Казахстан — страна-лидер постсоветского пространства в том, что касается модернизации не только экономики, но и политической сферы страны. В течение четверти века глава государства развивал политическую систему Казахстана, постоянно внося в нее те или иные коррективы, и сегодня эта система способствует решению двух, казалось бы, несовместимых задач: с одной стороны, она обеспечивает в этой стране межнациональный мир и политическую стабильность, с другой — способствует модернизационному развитию национальной экономики.
В рамках настоящей статьи невозможно обсудить столь значимую тему. Скажу только, что в рамках политической реформы необязательно замыкаться на перераспределении властных полномочий внутри традиционных — исполнительной и законодательной — властей.
Выступая от имени Института ЕАЭС на международном круглом столе, организованном правящей партией Казахстана "Нур Отан" на минувшей неделе, автор этих строк предложил выделить президентскую власть в Казахстане в отдельную, "конституционную" ветвь власти (идея была взята на вооружение — см. материал), а также использовать опыт работы такой структуры, как Ассамблея народа Казахстана, в формировании в перспективе еще одной, самостоятельной ветви власти.
Речь идет о формировании так называемой "гражданской власти", обладающей конкретными властными полномочиями в тех вопросах, которые касаются интересов общественных объединений, прессы, экспертных сообществ и НКО. Аналогичные предложения (для изучения) подготовлены Институтом ЕАЭС и для Комитета Государственной думы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций.