МОСКВА, 9 мар – РИА Новости. Будущее Башара Асада, курдский вопрос и распространение режима прекращения огня на всей территории Сирии станут основными темами предстоящих переговоров лидеров России и Турции Владимира Путина и Реджепа Эрдогана в Москве 10 марта.
Формально повестка Совета сотрудничества высшего уровня, в рамках которого пройдет встреча двух президентов, охватывает все сферы отношений Москвы и Анкары. Однако, по мнению экспертов, именно сирийское урегулирование и усиление двусторонней кооперации в этом вопросе сейчас является ключевой темой для России и Турции.
В экономике расхождений меньше, чем в политике
Повестка шестого заседания ССВУ, в котором также примут участие члены правительств РФ и Турции, предполагает переговоры по нормализации всего комплекса двусторонних отношений, пострадавших после ноября 2015 года. Как отмечает эксперт РСМД Виктор Надеин-Раевский, Москва и Анкара с лета 2016 года ведут конструктивную работу в этом направлении, но в отельных случаях нерешенность ряда политических вопросов закономерно влияет на экономику.
"Увязывать одни вопросы с другими стороны не стремятся, потому что в политической сфере у нас больше расхождений, чем в экономике. Мы должны постоянно корректировать позиции, и это даст нам возможности двигаться дальше", — отметил эксперт в интервью РИА Новости.
Будущее Башара Асада
Одним из ключевых политических вопросов повестки ССВУ станет сирийское урегулирование, и здесь, по мнению экспертов, лидеры должны согласовать дальнейшие шаги для устранения возможных противоречий: по судьбе Башара Асада, направлениям политического урегулирования в Сирии, курдскому вопросу. Сближение и корректировка позиций хотя бы одному из этих вопросов становятся особенно актуальными в преддверии очередного раунда переговоров по Сирии в Астане – того формата, где пока, в отличие от Женевы, удается действительно достигать каких-то результатов.
Однако делегации, участвующие в астанинских переговорах, соберутся в столице Казахстана уже 14-15 марта, поэтому Москве и Анкаре нужно подготовить условия для дальнейшего прогресса, заявил РИА Новости руководитель Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН Алексей Арбатов.
"Об ожиданиях говорить не очень просто, но предположить, что главной темой будет Башар Асад, вполне можно. Отношение к Башару Асаду — это главное, что разделяет Россию и Турцию. И это один из важнейших факторов, который тормозит процесс переговоров в Астане. Турция продолжает считать Асада врагом и до сих пор ни разу четко не определила свою позицию в отношении будущего мирного процесса, а именно, будет Асад иметь шанс остаться во главе государства или входить в коалиционное правительство, не будет он иметь такого шанса", — считает Арбатов.
"Надо, чтобы Турция согласилась, чтобы Асад оставался у власти, и вопрос о нем отложить на будущее, когда уже прекратится война и можно будет проводить какие-то всеобщие выборы. Вот я думаю, что это и будет главной темой", — отметил эксперт.
Курдский вопрос
Курдский вопрос – их участие в межсирийских переговорах, военных операциях, действия Анкары относительно отдельных подразделений курдов на территории Сирии — также остается одним из противоречий, которые Анкара должна устранять в отношениях как с Москвой, так и Вашингтоном. Советник президента Турции Ильнур Чевик ранее заявил, что стороны решают их в "рабочем порядке".
Насколько результативно – как раз и покажет встреча в Москве, считает Надеин-Раевский. "Мы относимся с настороженностью к турецкой позиции в отношениях с сирийскими курдами. Это непростой вопрос. Есть разногласия в том, каким будет участие сирийских курдов в борьбе за владение Раккой. Турки категорически против. Но что они могут предложить взамен? Это вопрос, потому что не так легко организовать такое наступление (без курдов) – нужны реальные бойцы, умеющие воевать. Так что пока вопрос наступления на Ракку остается открытым – турецкая сторона не обладает теми силами, которые нужны для такого наступления. Да и сирийцы и курды, опять-таки, против участия турок в таком наступлении", — сказал эксперт.
При этом в Анкаре отметили, что операция турецких ВС в Манбидже "не имеет смысла" без координации действий с РФ и США. "Иначе положение может ухудшиться. Переговоры продолжаются", — заявил премьер-министр Турции Бинали Йылдырым.
Усиление координации военных в Сирии
Другой важный аспект российско-турецкого сотрудничества в Сирии – поддержание режима прекращения огня и борьба с группировками, не присоединившимися к нему, в первую очередь с запрещенным в РФ "Исламским государством"*. Как заявил ранее РИА Новости Чевик, именно Москва и Анкара установили данный режим и сейчас "работают над политическим решением" в Сирии, поэтому "должны обсуждать эту тему в деталях".
Вопрос борьбы с ИГ* требует от Москвы и Анкары дальнейшего усиления военной координации. "Потому что, как показал случай с ударом по турецким военным (в начале февраля – ред.), их не ожидали увидеть в квадрате, по которому наносился удар. Чтобы такого не повторялось, требуется совершенствование взаимодействия, обмена информацией. Здесь тоже много вопросов возникает, которые должны отрабатываться", — сказал Виктор Надеин-Раевский.
Как отмечают опрошенные эксперты, ключевой для возможного прогресса в этом вопросе стала встреча начальников генштабов вооруженных сил России, Турции и США, прошедшая в Анталье 7 марта.
В Минобороны Турции сообщили, что Хулуси Акар, его российский коллега Валерий Герасимов и председатель комитета начальников штабов ВС США Джозеф Данфорд обсудили "дополнительные меры для того, чтобы предотвратить возникновение нежелательных инцидентов между военнослужащими трех стран" при нанесении ударов по террористическим группировкам в Сирии. При этом стоит напомнить, что из всех троих участников переговоров только Москва имеет разрешение официального Дамаска на проведение военных операций на территории Сирии.
* Террористическая организация, запрещенная в России
Развитие ситуации — в спецпроекте РИА Новости "Война в Сирии" >>