МОСКВА, 3 мар — РИА Новости/Прайм. Банк России не стал платить слишком высокую цену за спасение Татфондбанка, "дыра" в капитале которого составила почти 100 миллиардов рублей, а весь бизнес был завязан на финансировании проектов своих собственников. Желающих помочь ему "выплыть" среди инвесторов и кредиторов также не нашлось.
Первый зампред ЦБ Дмитрий Тулин и зампред Ольга Полякова в пятницу рассказали, почему регулятор был вынужден пойти на этот шаг и потратил на раздумья почти год. По признанию руководства ЦБ, регулятор выявил проблемы у Татфондбанка еще в мае прошлого года, но собственники банка вплоть до конца ноября отрицали их.
"Начиная с мая 2016 года мы уже понимали, что банк находится в тяжелейшем финансовом положении, он убыточен, его финансовая отчетность в существенной степени недостоверна и может наступить потеря ликвидности, если триггером послужит какое-то событие. С этого времени мы находилась в постоянных переговорах с руководством банка и его акционерами", — сказал на встрече с журналистами Тулин.
"До конца ноября наши партнеры по переговорам не признавали наличие столь масштабных проблем, они допускали, что есть какие-то сложности, но небольшие. Также акционеры выражали уверенность, что не оставят банк в беде и готовы оказать поддержку", — добавил он.
Правительство Татарстана владеет совокупно 46,25% акций банка, из которых 8,65% напрямую и 36,6% косвенно (через "Татспиртпром" — 14,866%, "Татэнерго" — 14,235%, "Ипотечное агентство Республики Татарстан" — 7,492%, АО "ЦД РТ" — 1,01%), экс-главе банка Роберту Мусину принадлежит 17,36% через ООО "Новая нефтехимия", ЗАО "Гелио-полис" — 8,46%, ООО "ДСК" — 7,49%, ООО "АРТУГ" — 4,452%, ООО "Агрофирма "Лениногорская" — 3,395%, ООО "Совместная предприятие Фоника" — 3,348%, ООО "Свитиль" — 3,087%, Национальная страховая компания Татарстан АО "Наско" — 2,081%, остальным акционерам принадлежат доли в размере около 4%.
Как Татфондбанк пришел в тупик
Ситуация не развивалась молниеносно, она раскручивалась в течение всего прошлого года. В результате дистанционного надзора и рассмотрения почти 100% активов Татфондбанка регулятор установил, что кредитная организация существенно недооценивает кредитный риск, при этом держит на своем балансе так называемые технические активы, которые вуалируют реальные проблемы, пояснила зампред ЦБ.
По ее словам, 65% кредитного портфеля составляют кредиты, связанные с бизнесом собственника. "Основная часть заемщиков находится в состоянии банкротства", — указала при этом зампред ЦБ.
На протяжении 2016 года с банком проводилась работа по составлению плана восстановления финансовой устойчивости, целью которого являлось урегулирование проблем возможностями и ресурсами собственников и менеджмента банка, отметила она.
"Работа не привела к должным результатам и в сентябре Банком России в целях защиты интересов кредиторов и вкладчиков было принято решение ввести банку ограничение на привлечение средств физических лиц и выставлено предписание на формирование резервов в необходимом объеме", — указала Полякова.
Санация нецелесообразна
В ЦБ заявили, что санация Татфондбанка не имела экономической целесообразности – она потребовала бы, по оценкам ЦБ, 220-230 миллиарда рублей заемных средств. "Эта цифра несопоставима с обязательства в рамках системы страхования вкладов перед физлицами, которые составили 54 миллиарда рублей и уже практически полностью выплачены", — подчеркнула Полякова.
Регулятор в 2017 году провел еще несколько встреч с менеджментом и собственником банка, они возобновили попытки проведения переговоров с тем, чтобы провести финансовое оздоровление банка, предлагая ЦБ различные способы, включая механизм bail in (конвертация требований кредитора в капитал банка).
"К сожалению, согласие участвовать в этом механизме письменно подтвердили только два юридических лица. Общая сумма обязательств банка перед этими юридическими лицами составила чуть более 5 миллиардов рублей", — сказала Полякова.
Ситуация контролируемая
В середине февраля замначальника главного управления безопасности и защиты информации ЦБ Артем Сычев сообщил, что "Ак Барс", крупнейший банк Татарстана, уже несколько дней подвергается атакам хакеров и планирует обратиться по этому поводу в правоохранительные органы. ЦБ расценивает это как недобросовестную конкуренцию.
Ситуация в банковском секторе Татарстана контролируемая, заявил Тулин. "Мы анализировали информационные атаки на опорный банк республики и понимаем, что это было, скорее всего, проявлением недобросовестной конкуренции. Ситуация в банковском секторе Татарстана контролируемая", — сказал первый зампред ЦБ.
Татфондбанк не мог продолжать заниматься финансовым оздоровлением банков "Советский" и "Тимер банк". Для обеспечения бесперебойной деятельности этих банков и продолжения санации ЦБ 20 февраля ввел в эти банки временную администрацию АСВ.
"Мы были приятно удивлены уровнем общественного доверия к банкам, которые находятся в режиме финоздоровления — "Тимер" и банк "Советский". На них не оказали влияния проблемы санатора, они показали большую устойчивость. Мы их вывели за периметр Татфондбанка — это была одна из мер, чтобы они сохранили свое функционирование и не пострадали", — пояснил он.
Уголовное дело
Полякова сообщила, что ЦБ установил факты вывода активов и передал материалы в Генпрокуратуру. "Перед ЦБ большая задолженность. И те активы, которые как раз являлись обеспечением по кредиту, предоставленному Татфондбанку — они были выведены Татфондбанком перед тем, как туда была введена временная администрация", — сказала она.
По предварительной версии, в августе 2016 года сотрудники Татфондбанка для получения кредита и последующего хищения денег предоставили в ЦБ фиктивные сведения о наличии высоколиквидного актива, обеспеченного кредитными договорами с другими акционерными обществами. Впоследствии полученные кредитные средства в размере более 3 миллиардов рублей были переведены на расчетные счета аффилированных организаций Татфондбанка.
Ранее в пятницу президент Татарстана Рустам Минниханов провел экстренное совещание в связи с отзывом лицензий у ряда банков и заявил о необходимости привлечь к ответственности всех лиц, причастных к образованию кризиса в банковской сфере республики.