Константин Петухов, заместитель генерального директора компании "Россети"
Модернизация технологий учета электроэнергии является одним из ключевых факторов повышения энергоэффективности. О приоритетных задачах этой работы в контексте развития электросетевого комплекса России в авторской статье рассуждает заместитель генерального директора крупнейшей электросетевой компании "Россети" Константин Петухов.
Сокращение потерь электрической энергии, уровень которых в России превышает показатели лидирующих в данной области стран почти в два раза, является значимым фактором не только сокращения выбросов СО2, но и положительно влияет на ограничение в будущем стоимости электрической энергии.
Стоимость затрат на компенсацию потерь в сетях группы компаний "Россети" сегодня приближается к 120 миллиардам рублей — эквивалентно примерно 80 миллиардам кВтч. При этом в масштабах экономики всей страны данная цифра и вовсе близка к 200 миллиардам.
Надо сказать, что "Россети" за последнее время добилась существенных результатов в части снижения потерь. С 2012 года эффект составил свыше 36 миллиардов рублей.
Внедрение современных систем учета электроэнергии — базовый элемент политики энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Ведь, по сути, без систем учета потребителям нет смысла экономить.
Сейчас учет электроэнергии осуществляется с использованием почти 300 видов счетчиков различных поколений и производителей. Из них только 10% соответствуют современным стандартам.
Формированию объемов оказанных услуг по передаче электроэнергии сетевой организацией и снижению потерь препятствуют отсутствие физической возможности произвести ежемесячный сбор данных со всех приборов учета и сформировать достоверный баланс электроэнергии.
Значительные препятствия также создает отсутствие мотивации у потребителей в применении более дорогого современного прибора учета электроэнергии, а также отсутствие организации, ответственной за развитие учета. Это приводит к большому количеству разнообразных технических решений, росту затрат на обслуживание приборов и мешает их интеграции в единую интеллектуальную систему.
В свою очередь, это ведет к разногласиям по объемам оказанных услуг. У "Россетей", к примеру, сейчас разногласия со сбытовыми компаниями, территориальными сетевыми организациями и потребителями — по поводу почти 40 миллиардов рублей.
Внедрение современных систем учета электроэнергии позволяет получить выгоду всем участникам рынка.
Для сетевых организаций это реальный инструмент для снижения потерь электроэнергии, операционных расходов на формирование объемов оказанных услуг, возможность достоверно определять объемы оказанных услуг, повысить качество планирования развития сетей.
Потребителям использование современных приборов учета электроэнергии позволяет детально и оперативно получить картину собственного потребления энергоресурсов, служит стимулом к энергосбережению. Кроме того, использование различных тарифов для разного времени суток и сезонов позволяет оптимизировать финансовые расходы путем переноса пика потребления в зоны с более дешевым тарифом.
Выгоды энергосбытовых компаний заключаются в возможности более точного прогнозирования объема электропотребления и оптимизации выставления счетов потребителям.
Наконец, преимущества государства состоят в возможности развития конкуренции на розничном рынке путем упрощения процедуры смены поставщика, получения возможности достоверно формировать энергетические балансы, повысить прозрачность тарифообразования.
"Умный счетчик", помимо того, что значительно повышает собираемость платежей, дает возможность создать дополнительные каналы коммуникаций между потребителем и государством.
Понятно, что подавляющее большинство установленных сегодня в России счетчиков этим требованиям не соответствует.
Большинство используемых в настоящее время приборов учета также не отвечает современным требованиям ИТ-безопасности, это притом, что с учетом развития информационных технологий защита информации требует повышенного внимания. Это — ни много ни мало — вопрос энергетической безопасности государства.
Учитывая высокую социальную значимость и регулируемый характер деятельности по передаче электрической энергии, соответствующая услуга воспринимается большинством потребителей как государственная. Кроме того, в связи с тем, что именно государство регулирует цены на электроэнергию, наиболее эффективным является принятие решений о внедрении интеллектуальной системы учета электроэнергии на государственном уровне.
Большинством стран Евросоюза на государственном уровне приняты национальные стандарты и выполняются масштабные программы развития учета электрической энергии.
Так, во Франции компанией Enedis реализуется проект, в рамках которого планируется до 2020 года установить 35 миллионов интеллектуальных приборов учета. Бюджет проекта — порядка пяти миллиардов евро. Европейские страны демонстрируют успешные результаты внедрения политики энергосбережения с помощью модернизации приборов учета силами сетевых организаций, при этом право собственности на приборы учета принадлежит электросетевым компаниям.
В России же сейчас приборы учета могут принадлежать и потребителю, и сбытовой организации, и сетевой компании без какой-либо системы.
Ориентируясь на целевой уровень потерь электроэнергии в странах Евросоюза, который в распределительных сетях ниже среднероссийского, необходимо четко понимать, что такие показатели стали возможными именно из-за государственного подхода к учету и контролю электроэнергии.
Попытка достичь тех же показателей, но без реализации аналогичных программ по организации учета электроэнергии, представляется несостоятельной.
Интеллектуальные системы учета электроэнергии неразрывно связаны с развитием рыночных отношений в электроэнергетике. При повсеместном внедрении подобных систем решается сразу несколько задач.
Во-первых, все участники рынка своевременно получают достоверную информацию о фактическом движении товарной продукции (электроэнергии и мощности), необходимой для функционирования рынков электроэнергии.
В-третьих, потребитель получает стимул для повышения энергоэффективности. Кроме того, современные технологии учета позволяют более точно прогнозировать электропотребление, а значит, более качественно планировать перспективное развитие сетей.
Создание и развитие системы интеллектуального учета должно стать одним из приоритетов государственной политики России.
Учитывая, что 2017 год объявлен годом экологии, разработка и утверждение соответствующей целевой госпрограммы в этом году может иметь важное практическое значение для политики энергосбережения и стать серьезным шагом по реализации Парижского соглашения по климату.