Максим Соколов, для РИА Новости
Часто забывается, что военная и дипломатическая служба более схожи меж собой, нежели может показаться на первый взгляд. Государство, конечно, должно правильно определять, какое орудие уместнее в данном конкретном случае — меч воина или перо дипломата. Есть даже два старинных понятия: "муж совета" и "муж войны".
Тем не менее еще недавно было весьма распространено мнение, что в работе дипломата нет никакого служения, тем более героического и самоотверженного. Просто хорошо устроился на необременительную синекуру.
Понятно, когда такое отношение демонстрируют люди, давно и сознательно покончившие с любыми сантиментами в отношении "этой страны" или — по крайней мере — "этого государства". Если Россия (хотя бы потенциально, в случае перемены режима) окружена друзьями и только друзьями, а дипломаты и военные служащие нынешней власти (тем более самоотверженно служащие) этим благим переменам только мешают и порой даже успешно, то какое может быть отношение к преданным слугам престол-отечества, кроме ненависти и презрения? Эти люди своими надгробными словами по случаю кончины Виталия Чуркина в полной мере это продемонстрировали.
Но гораздо чаще встречается — точнее, все-таки встречалось, сейчас уже меньше — отношение к дипломатам, основанное не на ненависти к "этой стране", а на представлении об их малой полезности. "Ленивы, алчны и перед престолом криводушны".
Как, выстрадывая перестройку, писал Е.А. Евтушенко:
"И он придет к своей свободе
Сей сукин сын
Сквозь всех и все, сквозь everybody,
Сквозь everything".
Кстати, с другим служением — военным — была та же картина. Бесконечные разговоры о генеральских дачах, до синевы пьяных офицерах, вороватых прапорщиках, дедовщине — и тоже не сказать, чтобы все это было высосано из пальца. А потом — страшное обнищание армии.
В какой-то момент казалось, что и МИД и МО — конченые службы. Но вот случилось чудо. Сейчас и военные, и дипломаты пользуются искренним уважением сограждан, а смерть воина или дипломата (что, по сути, одно и то же) вызывает у подавляющего большинства граждан боль и сочувствие.
Одним из таких дипломатов был Виталий Иванович Чуркин. Царствие ему Небесное.