МОСКВА, 15 фев – РИА Новости, Лариса Жукова. Каждый пятый россиянин хоть раз в жизни пользовался сайтами знакомств, а каждый седьмой из ста – постоянный посетитель таких сайтов, сообщает ВЦИОМ. Мировой рынок интернет-знакомств растет ежегодно. Кому в цифровую эпоху нужны услуги брачных агентств, выясняли РИА Новости.
Своя целевая аудитория
Совокупный объем мирового рынка интернет-знакомств к концу года, по оценкам компании Social Discovery Ventures, приблизился к пяти миллиардам долларов. Ежегодный прирост аудитории виртуальных свиданий – 8,9%, а в Индии и Китае – до 20%. Во многом, популярность такого времяпрепровождения была обусловлена появлением приложения для знакомств Tinder в 2012 году. Насчет эффективности подобных сервисов можно спорить, однако их неоспоримое преимущество в том, что они бесплатны.
"Мы не конкурируем с "тиндерами", – говорит Елена Дусматова. – К свахам приходят, когда самостоятельно у человека не получилось построить отношения. Интернет-сайты берут количеством, а мы – качеством. У нас целевая аудитория".
90% клиентов профессиональной свахи – люди с достатком выше среднего. Есть и те, кто не могут афишировать себя в публичном пространстве: "Это люди, которые работают в госучреждениях, занимают высокое положение в обществе – им куда деваться? Они только через брачные агентства и работают". Также, по словам семейного психолога, частые клиенты – обеспеченные люди, которым важно, чтобы их ценили не только за толстый кошелек, но и за душу.
"Мужчины приходят интересные – у них слишком большой выбор поклонниц. Женщины, как правило, построившие карьеру. На то, чтобы выбрать достойную пару, им нужно много времени. Мы даем подсказки: с кем общие ценности, интересы, уровень образования".
За месяц к свахе обращается около ста клиентов. Результат получает 9 из 10 человек, уверяет Елена Дусманова. Но дело во времени: кто-то встречает будущего супруга через несколько месяцев, а кто-то – спустя годы.
Миллион за индивидуальный подход
У "серых" брачных агентов несколько способов заманить доверчивых клиентов. Один из самых распространенных – создание на сайте знакомств привлекательного профиля: как только человек хочет познакомиться поближе, ему сообщают, что нужно поговорить с неким "агентом". Как правило, на это идут одинокие женщины в не самом стабильном психическом состоянии.
"Семь лет брака, развод, депрессия, слезы одиночества, – начинает свою историю Ирина (имя изменено – прим. ред.). – Зарегистрировалась на известном сайте знакомств, ходила на два-три свидания в день – до такой степени не желала быть одна. Нашла анкету симпатичного мужчины, подходящего возраста. Написала. Он ответил, что я очень ему понравилась, попросил телефон. После чего мне позвонила девушка Алена, представилась агентом этого самого мужчины и предложила подъехать к ним в центр".
Далее – классический сценарий: сотрудники центра встречают клиента и предлагают услуги – от размещения анкеты и фотосессии до тренингов. Полную стоимость и условия оговаривают, как правило, не сразу: первый взнос обычно означает "вступление в клуб".
Ирина заключила договор на 15 тысяч рублей, после чего ей предложили консультацию психолога. Там девушка узнала, что у нее серьезные личностные проблемы, и только тренинги за 70 тысяч рублей помогут их решить. Ирина отказалась, попросила реальное свидание, однако больше из агентства ей не звонили.
Те же клиенты брачных агентств, которые все-таки доходят до свиданий, часто жалуются на "подставных" или вовсе неподходящих претендентов на руку и сердце. Сорокалетняя Валентина из Омска сообщила, что, несмотря на пожелание к возрасту спутника – до 54 лет, ей звонили исключительно мужчины старше 60. Другая, пожелавшая остаться анонимной, девушка рассказала, что заключила контракт на 50 тысяч рублей:
"Второй мужчина поверг меня в шок. Он пришел в агентство три или четыре года назад (плохо помнит, когда именно), заплатил тысячу рублей, и с тех пор он ходит на встречи. Собственной квартиры у него нет, живет с пожилой мамой, дачи нет, на море ни разу не был. И сказал мне, что его взяли с удовольствием – надо же агентству отрабатывать деньги, которые ему платят женщины!".
Некоторых клиентов подвергают своеобразной психологической обработке. Один из самых сильных приемов – обесценивание: "Все 45 минут, что мы общались, я постоянно доказывала, что я не верблюд. В итоге сказали: "Тебе практически ничего не светит. Мужчины хотят двадцатипятилетних без детей".
В итоге девушке озвучили сумму: 20 тысяч рублей – тренинги, как знакомиться, 50 тысяч рублей — тренинги и шесть мужчин для встреч, 150 тысяч — программа на полгода, 900 тысяч — более длительная индивидуальная программа.
Стоимость складывается из внутренних расходов агентства, поясняет Елена Дусматова: "привлечение" клиента, обработка запроса, зарплатный фонд сотрудников, аренда офиса. По ее словам, большая часть агентств берет фиксированную плату за определенный срок: месяц – около ста тысяч рублей, два месяца – две сотни. Распознать мошенников практически невозможно: в сфере услуг "профессиональных свах" нет никакой обязательной сертификации.
"Не для слабых духом"
В работе с брачными агентствами есть и свои плюсы. Так, Светлана сообщает, что по истечении четырех месяцев постоянных свиданий стала более уверенной в себе, и отсутствие супруга уже не считает личным недостатком. Елена пишет, что персональные менеджеры избавили ее от необходимости фильтровать нежеланных кандидатов: два раза в неделю ей присылали отчеты о рассылке анкеты возможным претендентам.
"Это можно сравнить с поиском на сайте знакомств и вычитыванием всяких комментариев и предложений разного вида. Кто там был, поймет, насколько это не для слабых духом. Я рада, что мне самой не надо было где-то искать и читать, что про меня на основании анкеты думают мужчины".
Но девушка все равно осталась разочарована: в результате встреч ни с кем не возникло взаимного интереса, а заявленная психологическая работа "преодолеть комплексы, взращиваемые годами" так и не была проделана.
В этом случае можно обратиться в суд за возвратом денег по закону "О защите прав потребителей", говорит председатель Межрегионального третейского суда Москвы и области Олег Сухов. По словам адвоката, к заключению договора с брачным агентством необходимо подходить с особой осторожностью, так как в этой области легко нарваться на мошенников. Необходимо требовать все документы, относящиеся к юридическому лицу, советует адвокат. Например, для обращения в суд потребуется наличие реквизитов.
"Если агентство будет любыми способами уклоняться от предоставления документов, то это уже повод с ним не связываться. Следующим важным моментом является изучение договора с агентством. Особое внимание нужно обратить на пункты, которые конкретизируют, что именно будет сделано организацией, какие гарантии, какова ответственность в случае отрицательного результата".
Если же вы отдали деньги, но никаких услуг не получили, стоит обратиться в полицию с заявлением о преступлении – виновные могут быть привлечены к ответственности за мошенничество.
Несмотря на отсутствие сертификации и большое количество негативных отзывов, популярность брачных агентств только растет, уверяет Елена Дусматова. По ее словам, снизился возрастной порог клиентов: все чаще за профессиональной помощью обращаются 21-летние девушки и 25-летние мужчины. Это вряд ли заслуги популярной программы "Давай поженимся", отмечает совладелица брачного агентства. По ее мнению, за несколько минут невозможно построить пару. Самый короткий период, за который свахе удалось свести людей, составил три недели. "Скорее в России просто возрождается институт брака", – говорит она.
Но, по данным Росстата, в 2016 году появилось на 175 тысяч семей меньше, чем годом ранее: число зарегистрированных браков уменьшилось на 15%.