Захар Виноградов, обозреватель РИА Новости
Погибший Гиви был не только сослуживцем, но и близким другом и боевым товарищем погибшего полгода назад Моторолы. Оба были полковниками — оба погибли в результате терактов.
Похожие судьбы
Судьбы большинства командиров батальонов самопровозглашенных ДНР и ЛНР, и не только Толстых "Гиви" и Павлова "Моторолы", но и других их товарищей по оружию, во многом схожи.
Как правило, начинали службу в рядах ополченцев весной и летом 2014-го, когда их смелость и молодость понадобились Вооруженным силам самопровозглашенных республик. Большинство из них до "войны" имели небольшой, но все же опыт службы в рядах Вооруженных сил на рядовых должностях.
Боевые награды и звания также получали как результат собственного мужества, смекалки и тактических навыков, проявленных при обороне Донбасса от Вооруженных сил Украины (ВСУ). Прошли все горячие точки сопротивления — Дебальцево, Донецкий аэропорт и т.д. Там они, как правило, наряду с боевым опытом получали ранения, в любой момент могли погибнуть. А в итоге приобрели известность и уважение подчиненных.
"Уважение заслуживается само по себе, — сказал Гиви в интервью 2015 года. — Ты сам не понимаешь, как это происходит. Самое главное — оставаться человеком, настоящим командиром и быть всегда с ребятами. Они знают, что если им тяжело, я всегда буду рядом и из любой ситуации найду выход".
По информации их противников, командования Вооруженных сил Украины (ВСУ), оба были жестокими по отношению к врагам. А по мнению их боевых товарищей — бескомпромиссными. И оба прекрасно понимали, что им не приходится ждать милости от своих противников. И оба погибли в результате терактов.
Но были и различия. Арсений "Моторола" Павлов прямо во время войны создал семью, у него родился сын. А Михаил "Гиви" Толстых ушел из жизни, не имея семьи, жил одиноко.
"Имущества у меня никакого нет, слава Богу, — сказал Гиви в интервью в октябре 2016 года, почти сразу после смерти своего друга Моторолы. — Я в этом плане свободный человек. Ни квартиры, ничего у меня нет. У меня есть машина, которую подарил мне Александр Владимирович Захарченко в мае этого года, и больше ничего у меня нет. У меня есть мой батальон".
"Террорист Арсений "Моторола" Павлов — уничтожен, — сообщил 16 октября 2016 года на своей странице в Facebook спикер МВД Украины Артем Шевченко. — Похоже, что своими же подельниками по человеконенавистническому террористическому интернационалу".
Потом, правда, стало известно, что убийство совершили террористы, не имеющие отношения к боевым товарищам Павлова.
"Сегодня утром в Макеевке был убит Михаил Толстых по прозвищу Гиви — так называемый полковник российско-оккупационных войск, главарь бандформирования "Сомали", — заявил в среду, 8 февраля, спикер Министерства обороны Украины по вопросам АТО Александр Мотузяник. По его словам, "у Михаила Толстых было немало врагов и недоброжелателей, и сегодня многомесячная извилистая и кровавая дорожка боевика закономерно оборвалась".
"Уезжать куда-то я не собираюсь, это моя родная земля, я здесь родился, я здесь вырос, я здесь живу и буду жить, — заявил Гиви в октябре 2016-го, через несколько дней после гибели Моторолы. — И когда нужно, умру на своей земле и за свою землю. Убегать отсюда я не собираюсь никуда".
По одному сценарию
Еще одно важное обстоятельство, объединяющее два теракта, в результате которых погибли полковники Арсений Павлов "Моторола" и Михаил Толстых "Гиви", — это время и политическая обстановка, которые стали внешней декорацией их гибели.
Арсений Павлов погиб через месяц после того, как на Украине появились реальные шансы мирного урегулирования гражданского вооруженного конфликта.
Тогда, в сентябре 2016 года в Киев прибыла представительная делегация европейских дипломатов — министров иностранных дел Германии и Франции, Франка-Вальтера Штайнмайера и Жана-Марка Эро.
Одновременно президент и парламент Украины должны были принять закон об амнистии для участников конфликта с обеих сторон, назначить и провести в ДНР и ЛНР выборы местных органов власти и т.д. То есть не в результате военной победы, а по итогам мирного процесса.
По вине Украины план Штайнмайера и Эро реализован не был. А Моторола был убит 16 октября, то есть через месяц после этого визита, что привело к очередному витку эскалации напряжения между Украиной и самопровозглашенными республиками.
На этот раз смерть Гиви также совпала с намерениями США и Запада решить проблему гражданского вооруженного конфликта на востоке Украины политико-дипломатическим путем, о котором говорили по телефону в ночь с 4 на 5 февраля президенты США и Украины Дональд Трамп и Петр Порошенко.
А через четыре дня в результате теракта погиб Гиви.
Нет, конечно. Скорее всего, просто есть сходство в обстоятельствах смерти двух полковников ДНР. Но эти совпадения красноречивы.
Остальное — дело следователей. И судей.