Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Поле торговых чудес. Как магазины наживаются на покупателях

© Антон РазмахнинМакароны - чрезвычайно прибыльный для продавцов товар: их цена может различаться в несколько раз в зависимости от марки
Макароны - чрезвычайно прибыльный для продавцов товар: их цена может различаться в несколько раз в зависимости от марки

МОСКВА, 7 фев — РИА Новости, Антон Размахнин. Ровно 25 лет назад — 7 февраля 1992 года — вступил в силу закон "О защите прав потребителей". Этот документ сделал нелегальными многие старинные методы наживаться на покупателях. Но остались другие, относительно честные способы. О них — в репортаже РИА Новости.

Супермаркет одной из крупных столичных торговых сетей, деловой район Москвы. Прямо у входа — цепляюсь взглядом — оставшиеся от новогоднего ажиотажа бутылки шампанского. Цена 900 рублей. Вспоминаю: в прошлом году покупал для праздника целый ящик такого же вина в оптовом магазине. Но примерно по 300 рублей. Протираю глаза: нет, все верно — ровно в три раза дороже.

Посетители одного из магазинов. Архивное фото
В Крыму объяснили причину роста цен на продукты

"А что вы удивляетесь, — улыбается мой спутник, эксперт ценовой политики Станислав Черкасов. — Алкоголь — это товар, который на всех этапах торговой цепочки приносит продавцам отличную прибыль. Взять, например, водку: одна и та же жидкость, в зависимости от марки, может по цене отличаться чуть ли не в десять раз".

© РИА Новости / Георгий Зимарев / Перейти в фотобанкАлкогольные товары - одна из самых выгодных категорий для розничных продавцов. Наценка на "фирменность" здесь может достигать сотен и даже тысяч процентов.
Алкогольные товары - одна из самых выгодных категорий для розничных продавцов. Наценка на фирменность здесь может достигать сотен и даже тысяч процентов.

Итак, говорим о наценке. Это, по сути, в наше время единственная легальная возможность заработать на потребителе. Потому что манипуляции со сроком годности, сортом товара и тому подобное — прямо запрещены тем самым законом о защите прав потребителей. А маркетинговые хитрости — нет.

Прилавок магазина. Архивное фото
ВЦИОМ: большинство россиян отмечает незначительный рост цен на продуктыЦены на мясную продукцию и сахара стабильны или стали немного выше, считают 64% россиян, сильное подорожание мяса и сахара зафиксировали 22% и 23% опрошенных соответственно.

Алкоголь — самый откровенный в этом смысле сектор рынка. "Когда закончились фиксированные советские цены, появились дорогие водки, — вспоминает краевед и писатель Алексей Митрофанов. — Прямо по анекдоту: купил галстук за 100 баксов? Ну ты и лох, за углом по 200! Хотя я пробовал все эти люксовые сорта и не увидел разницы. Да, хорошая водка, но еще бы она за такие деньги была плохая!"

Чуть менее "золотой", но все же доходной для продавцов категорией можно назвать овощи и фрукты. Недаром палатки с ними еще недавно были одним из самых прибыльных видов малого бизнеса.

Вот, например, картофель. Лежит на прилавке, сразу чуть ли не десяток видов и сортов. Цена не удивляет — до 100 рублей за килограмм (разумеется, 100 рублей — это отборные и мытые клубни). Где размах, где полет для продавца? Нету. Потому что картошку можно, если что, вырастить даже на даче, смеется эксперт. Простой товар. Не слишком прибыльный. Другое дело — апельсины и гранаты, что лежат на соседнем прилавке. Здесь наценка не менее ста процентов от уровня оптовой базы.

© Антон РазмахнинСтанислав Черкасов: фрукты - еще один весьма "наценкоемкий" товар
Станислав Черкасов: фрукты - еще один весьма наценкоемкий товар

"А все потому, что фрукты зимой для многих почти роскошь, покупают их не каждый день — тут продавец может и "накрутить" цену", — говорит Станислав.

"Есть одно общее правило наценки, — говорит Черкасов. — На товарах повседневного спроса маржа — то есть та самая наценка продавца — минимальна. А вот на те товары, которые покупают время от времени, можно накрутить буквально сотни процентов".

Наценкой в сотни процентов отличаются и некоторые другие виды продуктов. Например, рыба. Но тут и издержки продавца больше: куда деваться, если до ближайшего моря тысяча километров? Да, на Дальнем Востоке рыбы много, но везти самолетом — дорого, а поездом не успеть. Поэтому солят, морозят, бракуют просроченное — и в результате цена в рознице получается весьма "кусачей". Но эта наценка более или менее "честная": с рыбой работать и вправду непросто.

И все же в большинстве случаев ценообразование в наших магазинах "психологическое", уверяет Черкасов. Мы подходим к ряду, где продаются макароны. Две одинаковых пачки спагетти, одна стоит 29 рублей, другая — 83. Та, что дешевле — собственная торговая марка магазина. Та, что дороже, — от известного отечественного "макаронного" бренда. Всматриваемся в этикетки и понимаем: обе пачки сделаны на одном заводе, имеют идентичный состав.

"Собственные торговые марки — это когда сеть супермаркетов заказывает крупную партию у конкретного производителя для продажи только в своей сети, — поясняет эксперт. — Если по основным параметрам — калорийности, составу и так далее – товар одинаковый, то нет никаких причин отказываться от него. Это хорошая экономия".

Комбайны во время жатвы озимого ячменя. Архивное фото
На форуме ОНФ предложили ввести квоты для фермеров в торговых сетяхВысокий уровень закрытости ритейлеров для фермерских и крестьянских хозяйств остается для них одной из самых острых проблем.

Еще одна весьма доходная для продавцов ниша — соль и специи, говорит Черкасов. Себестоимость обыкновенной соли можно представить, видя минимальную цену простых сортов: вот они, на самой нижней полке, восемь рублей за полкило! А те сорта, что на уровне глаз (кстати, выкладка товаров — тоже классическая хитрость розничной торговли), где-то раз в десять дороже. А вот и рекордная соль — 300 с лишним рублей за такой же пакет, что минимально стоит восемь. Но это импорт из Франции, остатки "досанкционных" поставок.

В любом случае в каждом продуктовом магазине, как и на рынке, есть цель продать покупателю товар подороже. "Тут буквально все имеет значение, — рассказала РИА Новости Алина Волк, дизайнер одной из крупных продуктовых сетей столицы. — И цвета и шрифты оформления собственных марок: опросы показывают, что значительная часть покупателей выбирает именно по упаковке. И раскладка на полках. И объявления об акциях и расписание этих акций. Даже запахи играют свою роль: овощной и рыбный отделы стараются по максимуму вентилировать, а вот ароматы пекарни, напротив, усиливают".

В общем и целом, с нынешней торговлей жить можно, но осторожно, резюмируют эксперты. Если хочется закупаться раз в неделю и душа не протестует против консервантов, то вполне можно покупать продукты в сетевых магазинах. Главное — сравнивать цены, не пренебрегать собственными торговыми марками магазинов и помнить, что, по сути, почти все продукты одинаковые, хоть и в разных упаковках. А если консервантов не хочется, то придется ходить за продуктами почти каждый день и тратить на них куда больше.

Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала