Павел Гайков, обозреватель МИА "Россия сегодня"
В российском прокате стартовала драма "Молчание" Мартина Скорсезе — фильм-размышление о сути христианской веры, над которым режиссер работал четверть века.
"Я вырос в семье ревностных католиков, поэтому религия играла в моем воспитании далеко не последнюю роль, — говорит 74-летний Скорсезе. — Я нахожусь в том возрасте, когда невольно начинаешь задумываться о противостоянии веры и сомнения, о человеческих пороках, о бренности человеческого тела и бессмертии души".
"Молчание" основано на сюжете популярного японского романа Сюсаку Эндо. Его действие происходит в Японии XVII века, в период активного проникновения христианства в страну и жестких гонений на миссионеров и их последователей.
Один из героев повествования — иезуит Криштован Ферейра, роль которого исполнил Лиам Нисон — реальный исторический персонаж: португальский миссионер в Японии, который отрекся от своей веры, принял буддизм, женился на японке и был отлучен от католической церкви. Понимание мотивов его поступков составляет философскую канву повествования.
По сюжету, два молодых священника — Себастьян Родригес и Франсиско Гарупе (актеры Эндрю Гарфилд и Адам Драйвер) — отправляются в опасное путешествие в Японию, чтобы выяснить судьбу падре Ферейры. Более двух с половиной часов экранного времени герои будут страдать от лишений и преследований со стороны самураев-буддистов, наблюдая за тем, как те жестоко расправляются со своими соотечественниками-христианами.
В противовес последним жанровым хитам Скорсезе, "Молчание" — сугубо авторское высказывание, после которого у зрителя остается немало вопросов. Найти на них ответы можно только обратившись к истории христианства. РИА Новости попросило прокомментировать фильм настоятеля храма Казанской иконы Божией Матери подмосковного села Молоково, руководителя Миссионерского отдела Московской епархии, священника Дмитрия Березина.
Внимание! В тексте ниже раскрываются значимые детали сюжета фильма, и это может испортить впечатление от просмотра тем, кто только собирается посмотреть картину.
"МОЛЧАНИЕ" И ХРИСТИАНСТВО
1. "Почему Господь допускает гибель христиан и остается глух к моим мольбам?" — с этих вопросов, вынесенных в название фильма, начнутся сомнения падре Родригеса в избранном им пути.
Дмитрий Березин: "Удивительно, что миссионер Родригес не знает ни истории христианства, ни Священного Писания, например книги Иова. Вся христианская Церковь основана на крови мучеников: Иисус Христос был распят, из всех апостолов только Иоанн Богослов умер своей смертью — и то в ссылке. Первые триста лет исповедание христианства означало, что в любой момент в случае положительного ответа на вопрос, христианин ли ты, человек мог быть замучен и казнен".
2. Японские христиане поклоняются богу-солнцу и верят, что попадают в рай сразу после крещения. "Япония как болото, на котором ничего не прорастает", — искушает героя японский инквизитор.
Дмитрий Березин: "Языческие "нотки" в христианстве есть везде — и в Европе, и в России, и в Африке, и много где еще, но это, скорее, следствие некоторого невежества самих верующих. Национальные преломления христианства есть в разных странах. Например, когда в Якутии переводили "Отче наш", то вместо "хлеб наш насущный" использовали "рыба наша насущная", так как она, а не хлеб, является основным жизненно важным продуктом. Но это не значит, что какие-то народы не могут быть приобщены к христианству. История православной миссии в Японии, труды святителя Николая Японского наглядно это показали".
3. Проводник героев — Китидзиро — несколько раз отрекается от Бога, но каждый раз приходит за избавлением от грехов — и падре Родригес тут же отпускает их.
Дмитрий Березин: "В первые века христианства к таинству исповеди вообще относились как ко второму крещению, как к чему-то исключительному. И если человек отрекался от веры или уклонялся в ересь, а такие случаи, конечно, были, — для возвращения он должен был доказать свое раскаяние. Например, в течение года он мог присутствовать в храме на богослужении только не далее притвора, не мог приступать к причастию и так далее. В наши дни обстоятельства жизни и практика исповеди изменились, но очевидно, что такой тяжкий грех, как отречение от Господа, ни тогда, ни сейчас, не мог быть отпущен с легкостью, тем более несколько раз подряд".
4. Искушение Родригеса достигает высшей точки, когда он узнает, что может положить конец "бессмысленным" страданиям японских христиан, публично отрекшись от своей веры.
Дмитрий Березин: "В житиях святых я не помню ни одного примера мученика, который бы отрекся от Бога во имя спасения ближнего. При этом мы можем вспомнить яркий пример мученицы Софии, на глазах которой терзали ее дочерей — Веру, Надежду и Любовь — но она призывала их быть твердыми. А ведь надо было просто гуманно и логично посоветовать детям отречься от Христа и жить дальше… без Бога. Мучители, издеваясь над матерью, после казни отпустили ее, и она вскоре умерла на их могиле. Этот фильм, как, собственно, и вся современная западная цивилизация, ставит во главу угла жизнь человека, хотя в христианстве земная жизнь не главная ценность. Земная жизнь – это путь к Богу и с Богом, который должен продолжиться и после смерти".
5. Свой главный вопрос — "В чем суть веры?" — Скорсезе приберегает для финала, когда название картины получает новое прочтение.
Дмитрий Березин: "Вера не есть согласие с какой-то доктриной, она должна пронизывать всю жизнь человека. Для меня этот финал был неестественным, я увидел в нем внутреннее противоречие. Как можно так верить в Бога, что это никак не отражается в твоей жизни?! Думаю, сегодня немало найдется таких людей, которые считают, что главное "верить в Бога-в-душе", и в этом смысле пример падре Родригеса вполне типичен".
ЦЕНА "МОЛЧАНИЯ"
Мировая премьера "Молчания" состоялась в конце 2016 года в Ватикане.
Картина с бюджетом порядка 40 млн долларов к настоящему моменту собрала около пяти млн долларов и, по всей видимости, оставит продюсеров с многомиллионными убытками. Значимых наград Скорсезе она также не принесла. Эксперты премии "Золотой глобус" оставили картину без внимания вовсе, а американские киноакадемики удостоили "Молчание" лишь одной номинации — в категории "Лучшая операторская работа".
Но практически каждый критик отметил, с какой скрупулезностью и глубокомыслием Скорсезе подошел к выбранной тематике, заставив зрителя задуматься о том, во что он на самом деле верит.
"Христианство основано на вере, — писал Скорсезе в предисловии к роману Эндо, — но, если изучить историю вероисповедания, нетрудно заметить, что религии приходилось снова и снова меняться и подстраиваться под общество, чтобы быть безупречной. И каждая такая метаморфоза была весьма болезненной".
"Молчанием" режиссер предлагает пересмотреть общепринятый взгляд на суть веры и мученичества.