Владимир Лепехин
В чем смысл случившихся в минувшую субботу в Вашингтоне, Нью-Йорке и других городах США массовых акций протеста? Яркие фото с митингов и демонстраций сотен тысяч дам в розовом, поведавших миру, что "Tramp is not my president!", позабавили наблюдателей, но не ответили на вопрос: а к чему, собственно, призывают современные суфражистки?
Мадонна явно не Роза Люксембург
Первое обстоятельство связано с обнажением и демонстрацией всему миру того состояния умов, точнее тех настроений, которые царят сегодня в американском обществе. В обществе, в котором на передний план политического действия выходит толпа, вооруженная как бы передовыми лозунгами (о свободе, правах человека и т.п.), но руководствующаяся при этом самыми низменными, утилитарными инстинктами и не собирающаяся уважать ни иное мнение, ни чужие права, ни даже американские законы.
Cто лет назад, когда в результате Октябрьской (социалистической) революции в нашей стране тоже началось движение суфражисток, борьба за эмансипацию и равноправие женщин стала составной частью масштабной борьбы за социальные преобразования в интересах народного большинства. И какое бы ни было отношение к большевикам, нельзя игнорировать тот факт, что главные требования русской революции носили общеполитический характер: "власть — народу", "фабрики — рабочим"", "земля — крестьянам". Революция же в умах людей накануне Октября и последующая культурная революция уже в советской России дали миру русский авангард, советский конструктивизм, фильмы Эйзенштейна, театры Мейерхольда и Таирова, поэзию Маяковского и Блока, философию Циолковского, Вернадского, etc.
Так что Мадонна далеко не Роза Люксембург. Вульгарность и ненависть — не то, что нужно сегодня американскому обществу, а толпа, скандирующая "Dump Trump", — это не революционеры XXI века, а, скорее, этакие "новые хунвейбины" современной американской деволюции.
Атлант расправляет плечи
Парадокс нынешней ситуации в США состоит в том, что подлинным революционером в этой стране намеревается стать сам глава государства — Дональд Трамп. Ведь именно он в своей речи на инаугурации провозгласил (фигурально): "Фабрики — рабочим!".
Как видим, Трамп намерен осуществить проамериканскую социальную революцию с правых и пронациональных позиций. По сути, он один из американских "атлантов" (в терминологии известной писательницы Айн Рэнд), который взял на себя миссию восстановления былой Америки, нуждающейся сегодня именно в том, чтобы американский образ жизни был, как заявил Трамп в своей речи, "просто примером для всех".
Все это очень не нравится нынешним американским левым, которые не просто утратили ориентиры, но со своим гипертрофированным увлечением гендерным вопросом давно и надежно застряли в мировоззренческом тупике, грозя из этого тупика Трампу и угрожая анархизмом и отрицанием традиционных, подлинно американских ценностей самому существованию США как государства-лидера.
Задача Трампа объективно заключается в том, чтобы преодолеть — хотя бы частично — это состояние. Но сможет ли атлант расправить плечи — очень большой вопрос.
Преодолеть нигилизм миллионов американских подростков и молодых людей, выросших в атмосфере лицемерия и предельного эгоизма (когда собственные интересы становятся всем, а гуманитарное развитие государства и уничтожение американским режимом миллионов людей в других странах — ничем), посложнее будет, чем расправиться с террористическими группировками на Ближнем Востоке.
Новая американская свобода как форма рабства
В конкретных американских условиях банкстерам и связанным с ними нетократам удалось навязать большому количеству сограждан "инновационное" понимание прав и свобод индивида, в результате чего телесное раскрепощение стало чуть ли не единственным символом свободы как таковой. Свободы, которая давно превратилась в форму рабства — зависимости человека от своих низменных страстей, групповых стереотипов поведения, потребительских моделей и т.п.
Замечу в связи с этим, что весь экзистенциализм (философия самоощущения личности) XIX-XX веков вырос из известного вопроса героя романа "Преступление и наказание": "Тварь ли я дрожащая или право имею?".
Кто я — раб или же господин? Принять я должен эту реальность или противостоять обстоятельствам? Богу я служу или дьяволу? Такая схематичная и по факту черно-белая постановка вопроса предопределила нравственный выбор каждого человека на полтора столетия.
В толпе протестующих сложно понять, что движет тем или иным участником акции, ведь толпа всегда манипулируема. Однако современный человек нуждается в том, чтобы хоть кто-то разъяснил ему границы свободы и рабства.