Максим Соколов, для РИА Новости
В начале 2015 года митрополит Новосибирский и Бердский Тихон сурово раскритиковал новую постановку "Тангейзера" в Новосибирском театре оперы и балета. По итогам сигнала директор театра был снят с должности, спектакль — с репертуара, постановщик спектакля Тимофей Кулибин удалился из Сибири в Москву.
С тех пор балет постоянно ставили и при царе, и при советской власти, и после советской власти. И за 125 лет — срок немалый — ни Дирекция Императорских театров, ни Священный Синод, ни Государственный репертуарный комитет, ни шефы-идеологи ничего не имели против сказки про заколдованного принца, который, когда злые чары спадают, превращается в юного красавца. Это традиционный сказочный сюжет (вспомним "Аленький цветочек" в записи С. Т. Аксакова, которого трудно упрекнуть в неправославии).
Но владыка Тихон рассудил иначе и указал, что "Щелкунчик — он, считается, что принц-оборотень, такая оккультная постановка".
Вообще говоря, при таком подходе следует объявить оккультным весь жанр волшебной сказки как таковой. Педологи в 20-е годы XX века тоже боролись с волшебной сказкой, которая, по их мнению, замутняла детское сознание всякими небылицами.
К. И. Чуковский приводит пример педологического детского стихотворения, малолетний герой которого, обращаясь к фее, разоблачает оккультные волшебства —
Прыснул, свистнул и сказал:
Очень, тетя,
Вы уж врете,
Ни к чему, теперь, гражданка,
Ваша скатерть-самобранка,
Никого не удивите
Этой штукою в Нарпите".
Пути Господни неисповедимы, и через 90 лет борьбу со сказкой возглавил новосибирский владыка.
Возможно, конечно, он не сделался последовательным педологом, но всего лишь хотел продвинуть другую постановку — оперу "Рождество", написанную матушкой попадьей Ираидой Сальниковой. Вполне вероятно, что это прекрасная опера, но в какой мере опере "Рождество" мешает балет "Щелкунчик"? Это разные типы музыкального действа, у них разные исполнители, и вообще "Пусть расцветают сто цветов".
Похоже, нынешнее выступление владыки с критикой музыкального театра встретило меньшее понимание, чем два года назад, и причины того очевидны.
Но если новосибирский "Тангейзер" представлял зацепки для строгого взгляда, то "Щелкунчик" таких зацепок не представляет вовсе. Разве что для совсем уже запредельного фундаменталиста, отличающегося рвением не по разуму.
Вероятно, выступление владыки Тихона все же не повлечет оргвыводов, а дети и взрослые по-прежнему будут наслаждаться на новосибирской сцене гросфатертанцем, вальсом цветов и па-де-де Маши и Принца.