Рейтинг@Mail.ru
"Тангейзер", "Щелкунчик" и владыка - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Тангейзер", "Щелкунчик" и владыка

Читать ria.ru в
Дзен

Максим Соколов, для РИА Новости

В начале 2015 года митрополит Новосибирский и Бердский Тихон сурово раскритиковал новую постановку "Тангейзера" в Новосибирском театре оперы и балета. По итогам сигнала директор театра был снят с должности, спектакль — с репертуара, постановщик спектакля Тимофей Кулибин удалился из Сибири в Москву.

Премьера балета Щелкунчик в новой версии Новосибирского государственного театра оперы и балета
Новосибирский театр не снимет "Щелкунчика" после высказываний митрополита
Спустя два года владыка Тихон произнес критическое суждение о вполне старой постановке "Щелкунчика" все в том же театре. "Тангейзер" был поставлен в жанре новаторской режиссерской оперы, которую в России порой критикуют (это только в Европе все берут под козырек и восхищаются). Но "Щелкунчик" — вполне традиционная постановка, добрая новогодняя сказка более или менее в том самом виде, в каком она была впервые представлена в 1892 г. в Императорском Мариинском театре.

С тех пор балет постоянно ставили и при царе, и при советской власти, и после советской власти. И за 125 лет — срок немалый — ни Дирекция Императорских театров, ни Священный Синод, ни Государственный репертуарный комитет, ни шефы-идеологи ничего не имели против сказки про заколдованного принца, который, когда злые чары спадают, превращается в юного красавца. Это традиционный сказочный сюжет (вспомним "Аленький цветочек" в записи С. Т. Аксакова, которого трудно упрекнуть в неправославии).

Но владыка Тихон рассудил иначе и указал, что "Щелкунчик — он, считается, что принц-оборотень, такая оккультная постановка".

Вообще говоря, при таком подходе следует объявить оккультным весь жанр волшебной сказки как таковой. Педологи в 20-е годы XX века тоже боролись с волшебной сказкой, которая, по их мнению, замутняла детское сознание всякими небылицами.

К. И. Чуковский приводит пример педологического детского стихотворения, малолетний герой которого, обращаясь к фее, разоблачает оккультные волшебства —

Премьера балета Щелкунчик в новой версии Новосибирского государственного театра оперы и балета. Архивное фото
Бортко прокомментировал предложенную РПЦ альтернативу балету "Щелкунчик"
"Руки в брюки запихал,

Прыснул, свистнул и сказал:

Очень, тетя,

Вы уж врете,

Ни к чему, теперь, гражданка,

Ваша скатерть-самобранка,

Никого не удивите

Этой штукою в Нарпите".

Пути Господни неисповедимы, и через 90 лет борьбу со сказкой возглавил новосибирский владыка.

Возможно, конечно, он не сделался последовательным педологом, но всего лишь хотел продвинуть другую постановку — оперу "Рождество", написанную матушкой попадьей Ираидой Сальниковой. Вполне вероятно, что это прекрасная опера, но в какой мере опере "Рождество" мешает балет "Щелкунчик"? Это разные типы музыкального действа, у них разные исполнители, и вообще "Пусть расцветают сто цветов".

Похоже, нынешнее выступление владыки с критикой музыкального театра встретило меньшее понимание, чем два года назад, и причины того очевидны.

Государственный академический Большой театр Союза, Балет П. И. Чайковского Щелкунчик. Щелкунчик-принц - заслуженный артист Владимир Васильев. Архивное фото
Урин: "Щелкунчик" является одним из любимейших рождественских балетов
Не будем уже говорить о том, что Вагнер придавал особенное значение слову в своих музыкальных драмах и сам писал либретто. В нем Христос в качестве действующего лица не значится — а весь скандал произошел именно от того, что в новосибирской постановке Он предстал на публике и к тому же в сценах, которые зрители, недостаточно проникшиеся новой театральной эстетикой, могли бы счесть соблазнительными. Понятно, это режиссерская опера, но все же с Вагнером можно быть и поаккуратнее.

Лавка с игрушками во время открытия старейшей Рождественской ярмарки Штрицельмаркт в Дрездене
Многоликий Щелкунчик: главной зимней сказке 200 лет
С Христом тоже. Еще в "Анне Карениной" друг Вронского Голенищев рассуждает: "Я не понимаю, как они могут так грубо ошибаться. Христос уже имеет свое определенное воплощение в искусстве великих стариков. Стало быть, если они хотят изображать не Бога, а революционера или мудреца, то пусть из истории берут Сократа, Франклина, Шарлотту Корде, но только не Христа. Они берут то самое лицо, которое нельзя было брать для искусства". Рассуждение, не утратившее актуальности и до сего дня.

Но если новосибирский "Тангейзер" представлял зацепки для строгого взгляда, то "Щелкунчик" таких зацепок не представляет вовсе. Разве что для совсем уже запредельного фундаменталиста, отличающегося рвением не по разуму.

Вероятно, выступление владыки Тихона все же не повлечет оргвыводов, а дети и взрослые по-прежнему будут наслаждаться на новосибирской сцене гросфатертанцем, вальсом цветов и па-де-де Маши и Принца.

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала