После революции 1917 года при оформлении упаковки для товаров, производимых национализированными предприятиями, продолжали пользоваться старыми изобразительными приемами. Но молодому советскому государству необходим был новый художественный язык.
Эксперименты художников-авангардистов нашли наибольшее отражение в графическом дизайне, и в том числе, в дизайне упаковки. Геометрические формы, ярко выраженный ритм, четкость построений, лаконизм, упрощенное изображение фигур и трехцветная красно-бело-черная палитра стали основными приемами оформления упаковки. Мыло «Красноармеец», «СССР», «Пионер», кондитерские изделия «Победа Октября», «Карл Маркс», «Красный флот», «Аэроплан», «Метро», «Герои арктики» - 1920-1930 годы упаковка становится одним из инструментов агитации и политической борьбы. В ее создании принимали участие Владимир Маяковский, Александр Родченко, Густав Клуцис и многие другие.
Упаковка прошла путь от средства хранения и транспортировки до одного из главных инструментов формирования образа товара.
В 1930-1950 годы идеологический контроль государства приводит к появлению на упаковке портретов вождей, образов рабочих и колхозников, изображений новых памятников архитектуры и советской символики. Упаковка отражала исторические события, социалистические праздники, прославляла советский образ жизни. Знаменитые дореволюционные бренды – «Раковые шейки», «Мишка косолапый», «А ну-ка, отними!» - тоже продолжали использоваться. Многие продукты продавали на развес: упаковывали в бумагу или разливали в собственную тару покупателей.
В 1958 году на международной выставке в Брюсселе духи «Красная Москва» получили золотую медаль.
В 1937 году появилась легендарная темно-зеленая бутылка «Советского шампанского», без которого тогда невозможно было представить ни одно застолье, особенно новогоднее. Дизайн этикетки разработал художник А. Мандрусов. Парфюмерная фабрика «Новая Заря» выпустила духи «Красная Москва», коробку для которых создал А. Евсеев.Торговая марка была настолько популярна, в том числе благодаря упаковке, что фабрика начала производство целой линейки этой продукции: пудра, мыло, одеколон. В этот же период популярной становится упаковка из жести, которая использовалась, в основном, для консервированных товаров – тушенки, лососевых рыб, крабов, и конечно, черной икры – еще одного атрибута праздничного стола.
С начала 1960-х годов одной из основных тем в оформлении упаковки становится космос.
Конфеты «Белка и Стрелка – космические путешественники», халва «Лайка», пачка сигарет «Лайка», коробка «Спутник», банка «Восток», коробка «Орбита» - примеры упаковки этого периода. Кроме того, для бытовой упаковки стали использовать технологии, которые были разработаны для космических экспедиций, такие как тюбики и блистеры. Параллельно с темой космоса в оформлении стали использовать сюжеты, связанный с русской культурой – былинные сюжеты, персонажи в национальных костюмах, «осовремененные» народные орнаменты. Широко используются и архитектурные мотивы. Например, пластиковые упаковки для новогодних подарков, выполненные в виде башен Московского Кремля.
В 1970-е годы в упаковке начинают использовать фотографические изображения. Самый известный пример – это, пожалуй, духи и мыло «Наташа» (фабрика «Новая Заря»). Девушка с обертки мыла, фотографию которой взяли из фотобанка Восточной Германии, была настолько популярна, что на фабрику присылали письма на ее имя. В начале 1980-х в упаковке использовали символику Олимпийских игр: логотип Олимпиады, олимпийский Мишка, спортсмены, спортивные пиктограммы.
Дизайн упаковки в СССР разрабатывалась комбинатом «Союзпродоформление», специальными художественно-конструкторскими бюро, секция «Промграфика» при Союзе художников РСФСР.
На некоторых крупных предприятиях, например, кондитерская фабрика «Красных Октябрь» существовали отделы, отвечающие за упаковку. Во Всесоюзном научно-исследовательском институте технической эстетики (ВНИИТЭ) художники-графики уже с середины 1960-х годов разрабатывали упаковку как часть фирменного стиля. По истории советской упаковки можно проследить историю развития художественных стилей на протяжении всего ХХ века.
Материал подготовлен при содействии «Московского музея дизайна».