МОСКВА, 25 дек — РИА Новости. Президент России Владимир Путин объявил 26 декабря общенациональным днем траура по погибшим в воскресенье в авиакатастрофе Ту-154 Министерства обороны, летевшего в Сирию на авиабазу Воздушно-космических сил России Хмеймим.
Поисково-спасательные работы на месте крушения воздушного судна в акватории Черного моря в районе Сочи продолжаются. Российские правоохранительные органы в рамках возбужденного уголовного дела выясняют причины и обстоятельства падения лайнера, повлекшего гибель 92 человек.
Глава Минтранса Максим Соколов прилетел в Сочи для проведения заседания комиссии в связи с крушением Ту-154 и оказанием помощи родным погибших. В Москве создан оперативный штаб, в котором развернуты бригады военных психологов и медиков лечебных учреждений Минобороны.
Летели с новогодними поздравлениями
Согласно списку, размещенному на сайте Минобороны России, военным бортом в Сирию для проведения предновогодних концертных выступлений на авиабазе Хмеймим летели 64 артиста Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова под руководством своего художественного руководителя генерал-лейтенанта Валерия Халилова и начальника управления культуры Минобороны России Антона Губанкова.
В лайнере находились военнослужащие, включая восьмерых членов экипажа, представители российских средств массовой информации, а также исполнительный директор фонда "Справедливая помощь" Елизавета Глинка (Доктор Лиза), которая везла медикаменты для университетского госпиталя в сирийской Латакии.
Пресс-служба телеканала "Звезда" подтвердила, что в Сирию летели корреспондент Павел Обухов, оператор Александр Суранов и помощник оператора Валерий Ржевский.
Телеканал НТВ сообщил, что три его сотрудника вылетели этим спецрейсом: корреспондент Михаил Лужецкий, оператор Олег Пестов, звукооператор Евгений Толстов.
Более 20 артистов ансамбля песни и пляски имени Александрова все-таки прибыли в Сирию.
"Артисты ансамбля должны были лететь двумя военными бортами. Более двадцати человек накануне сегодняшней трагедии вылетели для проведения концертных выступлений и уже прибыли в Хмеймим", — сообщил РИА Новости источник, знакомый с ситуацией.
По его словам, ансамбль должен был дать в Сирии только один часовой концерт. Поскольку супруге солиста была необходима помощь, он отпросился у руководителя ансамбля Халилова и не убыл, как оказалось, в смертельную командировку.
Падение после дозаправки
О пропаже с экранов радаров Ту-154, вылетевшего из Сочи, РИА Новости сообщил рано утром в воскресенье источник в экстренных службах. В Росавиации заявили, что этот самолет не является гражданским.
Затем департамент информации и массовых коммуникаций российского военного ведомства сообщил, что утром в воскресенье самолет Ту-154 пропал с радиолокационных радаров вскоре после взлета с аэродрома Адлера. Лайнер, прибывший из подмосковного Чкаловска, выполнял в Сочи дозаправку.
В Минобороны сообщили, что к поиску самолета были привлечены все поисково-спасательные службы министерства и других федеральных ведомств.
Что касается условий полета, то в районе Сочи на воскресенье синоптики прогнозировали хорошую погоду с переменной облачностью.
Траур и помощь родным погибших
Свои глубокие соболезнования родным и близким погибших при крушении Ту-154 выразил президент Владимир Путин, информация которому о ходе поисково-спасательных работ, как сообщил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков, докладывается постоянно.
Путин также подписал указ об объявлении траура в связи с авиакатастрофой самолета Ту-154 под Сочи, который был опубликован на сайте Кремля.
"В результате авиационной катастрофы самолета Ту-154, происшедшей 25 декабря 2016 года в районе города Сочи Краснодарского края, имеются многочисленные жертвы. Выражая скорбь по погибшим и соболезнуя их родным и близким, постановляю… Объявить 26 декабря 2016 года днем траура в Российской Федерации", — сказано в указе.
Президент предписал в день траура на всей территории России приспустить государственные флаги, а также предложить учреждениям культуры и телерадиокомпаниям отменить развлекательные мероприятия и передачи.
В Министерстве транспорта РИА Новости сообщили, что глава ведомства Максим Соколов уже прилетел в Сочи для проведения заседания комиссии в связи с крушением самолета Ту-154 и оказанием помощи родным погибших. Ранее сообщалось, что Соколов возглавит эту комиссию.
Президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс сообщил, что размер выплат по факту крушения Ту-154 для военнослужащих составит до 7,8 миллиона рублей, для гражданских лиц — три миллиона рублей.
Ранее страховая компания "Согаз" заявила, что готова в кратчайшие сроки произвести выплаты; семьи погибших военных получат от "Согаза" более чем по 5,8 миллиона рублей.
На фото: Елизавета Глинка дает интервью журналистам перед вывозом из городской больницы группы тяжелобольных детей.
На фото: Елизавета Глинка дает интервью журналистам перед вывозом из городской больницы группы тяжелобольных детей.
На фото: Елизавета Глинка оказывает медицинскую помощь лицам, не имеющим постоянного места жительства. Павелецкий вокзал, Москва.
На фото: Елизавета Глинка оказывает медицинскую помощь лицам, не имеющим постоянного места жительства. Павелецкий вокзал, Москва.
На фото: Елизавета Глинка (слева) во время выезда на дом к одной из подопечных.
На фото: Елизавета Глинка (слева) во время выезда на дом к одной из подопечных.
На фото: Елизавета Глинка дает интервью журналистам перед вывозом из городской больницы группы тяжелобольных детей.
На фото: Елизавета Глинка оказывает медицинскую помощь лицам, не имеющим постоянного места жительства. Павелецкий вокзал, Москва.
На фото: Елизавета Глинка (слева) во время выезда на дом к одной из подопечных.
Юргенс пояснил, что всем находившимся на борту положено по два миллиона рублей в рамках Воздушного кодекса. Для военных к этой выплате "прибавляется сумма в 5,8 миллиона рублей, ранее озвученная Согазом".
"По гражданским лицам выплаты составят, помимо двух миллионов рублей, причитающихся по Воздушному кодексу, еще по одному миллиону рублей из Фонда социального страхования", — отметил Юргенс, уточнив, что единовременная страховая выплата от ФСС в случае смерти работника делится равными долями (например, 500 тысяч рублей супруге и 500 тысяч рублей несовершеннолетнему ребенку). Размер ежемесячной страховой выплаты, полагающейся несовершеннолетним детям погибших членов экипажа и другим лицам, имеющим на них право, определяется исходя из среднего заработка погибшего.
"На рассмотрении в Госдуме находится законопроект об обязательном страховании журналистов в горячих точках, который принят в первом чтении. Мы рассчитываем, что новый состав Госдумы примет этот документ, ведь журналисты рискуют не меньше, а иногда и больше, чем военнослужащие, выполняя свое служение", — заключил Юргенс.
Министр труда и социальной защиты России Максим Топилин в связи с крушением Ту-154 поручил организовать работу по выплатам семьям погибших.
"В правительственную комиссию в связи с крушением самолета Ту-154 в Сочи вошли заместитель министра труда и социальной защиты Григорий Лекарев и руководитель Федеральной службы по труду и занятости Всеволод Вуколов", — говорится в сообщении ведомства.
По данным министерства, для организации работы на месте в Сочи вылетел заместитель главного инспектора по труду, начальник управления государственного надзора в сфере труда Роструда Егор Иванов.
Кроме того, для помощи родственникам пассажиров, находившихся на борту Ту-154, в здании Ансамбля песни и пляски имени Александрова в Москве создан оперативный штаб. В нем развернуты бригады военных психологов и медиков. В эти группы вошли высококвалифицированные сотрудники лечебных учреждений Минобороны.
На фото: Валерий Халилов во время репетиции выступления на военном параде 9 мая 2015 года на Красной площади в Московской области.
На фото: Валерий Халилов во время репетиции выступления на военном параде 9 мая 2015 года на Красной площади в Московской области.
На фото: народный артист СССР, художественный руководитель и главный дирижер дважды Краснознаменного им. А. В. Александрова ансамбля песни и пляски Советской Армии генерал-майор Борис Александров.
На фото: народный артист СССР, художественный руководитель и главный дирижер дважды Краснознаменного им. А. В. Александрова ансамбля песни и пляски Советской Армии генерал-майор Борис Александров.
На фото: сцена из пляски "Запорожцы". В центре - артист балета Николай Луговой.
На фото: сцена из пляски "Запорожцы". В центре - артист балета Николай Луговой.
На фото: Академический Ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова выступает в Совете Федерации.
На фото: Академический Ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова выступает в Совете Федерации.
На фото: солисты ансамбля песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова Дмитрий Быков и Владимир Голиков во время выступления на VII Международном зимнем фестивале искусств в рамках культурной программы XXII зимних Олимпийских игр в Сочи.
На фото: солисты ансамбля песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова Дмитрий Быков и Владимир Голиков во время выступления на VII Международном зимнем фестивале искусств в рамках культурной программы XXII зимних Олимпийских игр в Сочи.
На фото: Валерий Халилов во время репетиции выступления на военном параде 9 мая 2015 года на Красной площади в Московской области.
На фото: народный артист СССР, художественный руководитель и главный дирижер дважды Краснознаменного им. А. В. Александрова ансамбля песни и пляски Советской Армии генерал-майор Борис Александров.
На фото: сцена из пляски "Запорожцы". В центре - артист балета Николай Луговой.
На фото: Академический Ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова выступает в Совете Федерации.
На фото: солисты ансамбля песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова Дмитрий Быков и Владимир Голиков во время выступления на VII Международном зимнем фестивале искусств в рамках культурной программы XXII зимних Олимпийских игр в Сочи.
Поисково-спасательная операция
Путину "с самого начала доложено" об исчезновении самолета с радаров, глава государства получает всю информацию от экстренных служб, "вся информация докладывается постоянно по мере того, как появляются новые детали", заявил РИА Новости Песков.
Как сообщили в российском военном ведомстве, министр обороны Сергей Шойгу провел совещание по видеосвязи с руководством Вооруженных сил по организации поисково-спасательных мероприятий.
"В Адлер вылетела комиссия Минобороны во главе с замминистра обороны генералом армии Павлом Поповым", — сообщили в военном ведомстве.
"Дополнительно готовятся к переброске 1300 военнослужащих Южного военного округа. На аэродромах Адлер в постоянной готовности находятся четыре самолета Ил-76 военно-транспортной авиации", — сообщили в Минобороны России.
В район поиска ожидается прибытие спасательных судов Черноморского флота с оборудованием, позволяющим выполнять сложные водолазные работы на глубинах до 400 метров.
В результате проведенных поисково-спасательных работ в полутора километрах от черноморского побережья Сочи на глубине 50-70 метров были найдены фрагменты корпуса пропавшего Ту-154.
Как сообщили РИА Новости в Минтрансе России, опознание тел будет проводиться в Москве. Минобороны окажет медико-психологическую помощь родственникам погибших. Кроме того, судмедэксперты военного ведомства проведут генетическую экспертизу тел жертв авиакатастрофы.
Следствие ищет причины
Как заявила исполняющая обязанности руководителя управления взаимодействия со СМИ Следственного комитета России Светлана Петренко, "военным следственным отделом Следственного комитета Российской Федерации по Сочинскому гарнизону по факту крушения Ту-154 возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей 351 УК (нарушение правил полетов, повлекшее тяжкие последствия)".
"Изымается предполетная документация, проводятся допросы должностных лиц, руководивших полетом, технического персонала, готовившего самолет к вылету и осуществлявших его дозаправку", — добавила Петренко.
Она отметила, что для расследования авиакатастрофы создана оперативно-следственная группа в составе следователей военного следственного отдела СК России по Сочинскому гарнизону, а также криминалистов военного следственного управления СК России по Южному военному округу.
"Совместно с комиссией Министерства обороны на место крушения самолета Ту-154 вылетела группа наиболее опытных работников главной военной прокуратуры (ГВП) и военной прокуратуры Южного военного округа (ЮВО) во главе с военным прокурором ЮВО Сергеем Коломийцем для проверки обстоятельств подготовки и выполнения этого полета", — сообщили РИА Новости в пресс-службе Главной военной прокуратуры.
Пока неподтвержденные версии
Как сообщило Минобороны, разбившимся Ту-154 управлял опытный пилот, летчик первого класса Роман Волков. Его общий налет превышал три тысячи часов. Самолет был выпущен в 1983 году, общий налет машины составил 6689 часов, добавили в ведомстве.
По его мнению, есть две версии случившегося — либо техническая неисправность самолета, либо ошибка пилотирования.
"Самолет должен был совершить после взлета разворот над морем, может быть, не вышел на нужную траекторию", — сказал сенатор.
По мнению первого зампреда комитета по транспорту и строительству Госдумы Виталия Ефимова, Ту-154 является одним из самых надежных самолетов российской авиации, причиной его крушения в Сочи не мог быть 33-летний срок эксплуатации.
"По Ту-154 все всегда стабильно. Это очень надежный самолет, здесь надо искать что-то другое. Конечно, могла быть техника неисправна, но это никак не связано с годами", — отметил депутат.
Падению Ту-154 в Черное море сразу после взлета из аэропорта Адлер могла предшествовать экстремальная ситуация, сложившаяся на борту, которая не позволила экипажу передать сигнал бедствия на землю, считает бывший начальник смены главного центра единой системы организации воздушного движения России Виталий Андреев.
Он отметил, что "Ту-154 — очень надежная машина, и чудес не бывает, просто так они не падают".
"В моей практике были случаи, когда Ту-154 садились при отказе работы всех трех двигателей, или, например, знаменитая посадка в тайге на заброшенную полосу", — добавил эксперт.
"Те версии о неполадках на борту, которые сейчас озвучиваются — разбалансировка рулей, отклонение от установленной траектории полета — совершенно точно не могли помешать экипажу передать об этом сигнал на землю. Значит, произошло что-то экстремальное, из практики — такие ситуации возможны при захвате судна", — добавил Андреев.
Эксперт уточнил, что данные самописного переговорного устройства "с точностью до 99,99% смогут объяснить, что происходило в кабине в момент катастрофы".
Все новости о крушении самолета Ту-154 Минобороны России читайте в онлайн-репортаже РИА Новости >>