АНКАРА, 22 дек — РИА Новости, Алена Палажченко. Граждане Турции потрясены убийством посла РФ в Анкаре Андрея Карлова и выражают искренние соболезнования россиянам в связи с этой трагедией. В эти тяжелые дни в офис РИА Новости в Анкаре поступает немало звонков, знакомые и незнакомые нам жители Анкары выражают соболезнования и при личных встречах.
Вооруженное нападение на посла РФ в Турции произошло в понедельник в Анкаре на открытии выставки. Преступник несколько раз выстрелил в спину Карлову, ранения оказались смертельными. Убийца, сотрудник полиции Мевлют Мерт Алтынташ вошел в помещение, где проводилась выставка, в деловом костюме, предъявив служебное удостоверение. В результате полицейской операции нападавший был уничтожен. МИД России назвал произошедшее терактом. Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело по статье "акт международного терроризма, повлекший причинение смерти человеку".
![Посольство РФ в Анкаре Посольство РФ в Анкаре](https://cdnn21.img.ria.ru/images/148432/96/1484329656_0:0:2500:1695_768x0_80_0_0_677511b04405aefa4c74c9d50c2f860d.jpg)
Самым первым, спустя буквально несколько минут после того, как по экрану телевизора побежала красная строка о нападении на посла, нам позвонил адвокат Альпарслана Челика, которого Россия обвиняет в причастности к гибели российского пилота Олега Пешкова в ноябре прошлого года, Мурат Устюндаг. "Я вижу сообщение… Это правда?… Как это может быть? Он жив? Вы тоже там?… Боже, какой ужас, я не могу поверить…" — сказал он.
Звонили еще несколько знакомых с единственным вопросом: "Это правда? Но этого не может быть!". К сожалению, в те минуты все наши силы были брошены на получение информации и подготовку новостей, а в формате агентства счет идет на секунды, поэтому приходилось извиняться и, возможно, невежливо бросать трубки, а на некоторые звонки совсем не отвечать.
Тогда люди, поняв ситуацию, начали писать sms. К этому времени стало известно о смерти Андрея Геннадьевича.
"Это шок, шок, шок. Нет слов. Соболезную!" — написал начальник туристического агентства MIA-tour Февзи Туналы.
"Мне очень жаль, я скорблю о смерти посла Карлова… Мои глубочайшие соболезнования. 15 лет работал с Россией, люблю русских людей, никаких проблем с ними у меня не было. Поэтому мои соболезнования не дежурные фразы, а выражение моей личной трагедии. А то, что убийца оказался полицейским — здесь никаких слов нет. Как теперь вообще можно думать о безопасности, на кого рассчитывать?" — написал глава консалтинговой компании SH consulting Сарухан Хатипоглу.
"Я не нахожу слов, чтобы выразить скорбь из-за этого жуткого теракта. Я не знала Карлова, но по рассказам чувствую, что он был не просто хорошим, а исключительным человеком, настолько, что мне хочется сказать ему "отец". Российский народ всегда был мне близок, и я чувствую его боль, как свою. Горько, что в нашей стране нельзя больше говорить о безопасности. Хочется надеяться на лучшее, но я не оптимист, а реалист. Берегите себя!" — написала мастер по стеклянной мозаике Башак Алтын.
Несколько раз звонила учительница из Стамбула Гюлер-ханым. "Мои корни из Югославии. Россия для меня — намного больше, чем просто соседняя страна. Не могу поверить, что убит ваш посол. Если можно, передайте в посольство мои искренние соболезнования", — сказал она.
Подобных писем и звонков было много. Когда на следующий день мы наконец впервые вышли на улицу и отправились в пиццерию, официант, подавая меню, внимательно на нас посмотрел: "Вы на русском говорите?… Мои соболезнования… Ужасно, что в нашей стране есть такие негодяи, которые нападают на послов. Для Турции это большой позор. Только-только начали налаживать отношения…".
![Запись в Книге соболезнований в посольстве РФ в Анкаре Запись в Книге соболезнований в посольстве РФ в Анкаре](https://cdnn21.img.ria.ru/images/148433/30/1484333048_0:0:2000:2667_768x0_80_0_0_6ffbee5b0d133888577f45e097a07049.jpg)
Но эмоциональнее всех высказался таксист, подвозивший нас домой. "Как мог это сделать полицейский?! Ты же полицейский, ты же главный хранитель безопасности, ты же лицо гостеприимного турецкого народа, особенно перед иностранцами! А тут посол! Что ж ты делаешь? Я тоже мусульманин, я тоже говорю "Аллах акбар", но ты прежде всего хранитель наших гостей, государственный человек!" — восклицал всю дорогу водитель, ударяя по рулю.
Перед посольством РФ в Анкаре, кроме официальных ведомств и крупных коммерческих организаций, стоят венки от простых граждан: "От семьи Тюрккан", "От семьи Болукбаш", от многих других. В Доме культуры посольства, где лежит книга соболезнований, терпеливо сидят на стульчиках вдоль стен, дожидаясь своей очереди оставить памятную запись, вперемешку: послы иностранных дипмиссий и простые граждане — жители Анкары, обычные турки и члены русско-турецких семей.
Отношение к убийству Карлова отличается от тех эмоций, которые были в ноябре 2015 года, когда был сбит российский самолет и погиб пилот Олег Пешков. Тогда люди тоже соболезновали и переживали, но иногда проскальзывало: "Но мы же предупреждали, чтобы не нарушали наше воздушное пространство…". Сейчас мы видим со стороны жителей Турции только скорбь и стыд за то, что это чудовищное преступление совершил полицейский. Турки всегда гордились своей армией, полицией. В стране нет героев, чтимых выше, чем военные или полицейские, погибшие на боевом посту. Солдат турки ласково называют "Мехметиками", и это название является почти официальным.
Сильный удар по этому имиджу, созданному еще основателям Турецкой Республики Мустафой Кемалем Ататюрком, нанесло участие военных в попытке переворота в июле и убийство ими 246 граждан, вышедших с голыми руками против танков и истребителей. Убийство российского посла, совершенное полицейским, лишило простых турецких граждан остатков уверенности в собственных силах безопасности. Пожалуй, этот факт по силе шока сопоставим с шоком от самого убийства Карлова. Это первый случай убийства иностранного посла в современной истории Турции.
Третий день страна пребывает в глубоком оцепенении.