МОСКВА, 20 дек — РИА Новости/Прайм. Уходящий год для российской гражданской авиации не был отмечен потрясениями, в отличие от 2015-го: новых крупных банкротств, как "Трансаэро", не произошло, авиасообщение с другими странами не прерывалось, серьезных катастроф также удалось избежать.
В целом рынок пассажирских авиаперевозок в РФ продолжил падать. При этом внутренние перевозки росли, а международные – серьезно сокращались. По данным Росавиации, российские авиакомпании за 10 месяцев сократили объем пассажирских перевозок на 6,8% в годовом выражении, до 75,35 миллиона человек. Перевозки пассажиров на внутренних линиях выросли почти на 6% (48,1 миллиона человек), а на международных — упали почти на четверть (27,27 миллиона человек).
"Итоги года противоречивые: с одной стороны, негативные факторы — продолжающийся экономический кризис и "закрытый" Египет, с другой – позитивные для игроков", — считает научный сотрудник Института экономики транспорта Высшей школы экономики Андрей Крамаренко.
Многие авиакомпании на фоне ухода "Трансаэро" с рынка смогли улучшить финансовые результаты, пояснил он. "Но в хорошем положении сейчас только лидеры — "Аэрофлот" и S7. Остальные, в основном, болтаются около нуля по чистой прибыли", — отметил эксперт.
"Трансаэро" не взлетит
"Трансаэро" в конце 2015 года не смогла обслуживать долги, составляющие вместе с лизинговыми обязательствами около 250 миллиардов рублей. Процедура наблюдения в "Трансаэро" по заявлению Сбербанка была введена еще в декабре 2015 года. Теперь перевозчик предложил своим кредиторам стать акционерами новой компании. Процедура замещения активов предполагает снятие резервирования для банков.
"На "Трансаэро" висит куча долгов. Никто из кредиторов в перезапуск компании не верит. Любой нормальный инвестор предпочтет запустить компанию с нуля", — прокомментировал Крамаренко.
Однако у инициаторов проекта есть время до весны, чтобы убедить кредиторов: Арбитражный суд Петербурга и Ленинградской области отложил рассмотрение дела о банкротстве "Трансаэро" на 1 марта 2017 года.
Турция улучшила картину…
Чартерные авиаперевозки между РФ и Турцией были прерваны из-за кризиса в отношениях двух стран после того, как в ноябре 2015 года турецкий истребитель сбил в Сирии российский бомбардировщик Су-24. Перелом в ситуации наступил летом 2016 года после письма главы Турции Тайипа Эрдогана президенту РФ Владимиру Путину, в котором содержались извинения за сбитый самолет.
Однако Египет, в отличие от Турции, давал авиакомпаниям отличный способ поправить сезонность: зимой перевозчики могли ставить мощности на Египет, тем самым компенсируя падение спроса на внутреннем рынке, указал эксперт. По этой причине, отметил Крамаренко, в прошлый зимний сезон все чартерные авиакомпании понесли убытки.
…но все ждут Египта
Министр транспорта РФ Максим Соколов заявлял, что российская сторона сформулировала свои требования к безопасности египетских аэропортов еще к началу 2016 года и новых не предъявляла. Среди них — установка в аэропортах автоматической системы биометрического доступа сотрудников, совершенствование видеонаблюдения по периметру территории аэропорта и аэровокзальных комплексов, организация специальных зон доступа предполетного досмотра пассажиров и другие.
Впрочем, надежды на скорое восстановление полетов в арабскую республику остаются. Так, в аэропортах Шарм-эш-Шейха и Каира уже установлена система биометрического контроля доступа сотрудников. Россия направила Египту проект межправсоглашения по авиабезопасности, которое вскоре должно быть подписано.
Авиакомпании РФ, судя по данным Росавиации, также ждут открытия авиасообщения: целый ряд перевозчиков подали заявки на полеты в Египет.
Новый самолет
Это второй крупный проект гражданского авиастроения в современной России после Sukhoi Superjet 100, который уже несколько лет эксплуатируется отечественными и зарубежными перевозчиками.
Российский авиапром планирует занять не только нишу ближне- и среднемагистральных воздушных судов, но и дальнемагистральных. Для реализации программы широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета была привлечена китайская сторона — соглашение РФ и Китая по совместной реализации проекта было подписано в конце июня.
По замыслу сторон, создаваемый лайнер вместимостью 250–300 пассажиров составит конкуренцию самолетам других ведущих авиапроизводителей — Airbus и Boeing — и займет существенную долю рынка не только в России и Китае, но и в других странах. Первое воздушное судно должно быть построено к 2025-2027 годам, а собираться самолет будет в Шанхае.
Новая авиакомпания
Предполагается, что авиакомпания будет заниматься перевозками на юге России, а ее парк пополнят около десяти Sukhoi Superjet 100. Базовым аэропортом для "Азимута" может стать строящийся "Платов" в Ростове-на-Дону.
Глава Минтранса, в свою очередь, говорил, что проект будет интересен региональным аэропортам для развития "горизонтальных" связей. По его словам, инвестиции в создание авиакомпании "Азимут" могут составить 300 миллионов долларов.