МОСКВА, 20 дек — РИА Новости. Министр энергетики России Александр Новак пока не берется предсказать, устроят ли Москву условия транзита газа через Украину после 2019 года, то есть после истечения срока действующего контракта. Об этом министр рассказал в интервью газете "Ведомости".
Накануне недавнего визита в Москву зампред Еврокомиссии по энергосоюзу Марош Шефчович повторил известную позицию ЕС относительно того, что и после 2019 года Украина должна играть ключевую роль как страна-транзитер российского газа.
Со своей стороны Новак подчеркнул, что попытки привязать поставщика к какому-то определенному транспортному коридору сами по себе антиконкурентны и противоречат принципам заявленной ЕС либерализации энергетического рынка.
"Мы строим "Северный поток – 2" не для того, чтобы закрыть какой-то из существующих маршрутов. Но пока трудно предсказать, устроят ли нас условия транзита через Украину. "Газпром" уже сейчас переплачивает за эти поставки, к тому же Украина постоянно заявляет о намерении повысить цену", — сказал он.
По словам министра, прокачка тысячи кубических метров газа по "Северному потоку – 2" будет стоить в полтора раза дешевле, чем по украинской ГТС при текущем тарифе. Кроме того, добавил он, в последние годы центр газодобычи сместился из Западной Сибири на Ямал, а значит, маршрут транспортировки газа через Балтийское море будет короче.
"Газпром" планирует построить два новых морских газопровода для поставок в Европу — по дну Балтийского и Черного морей. При этом вопрос о заключении с Украиной нового транзитного контракта взамен истекающего в 2019 году и его параметрах остается открытым. Как сообщил в июне глава "Газпрома" Алексей Миллер, в случае заключения нового контракта Украина, начиная с 2020 года, сможет рассчитывать на транзит 10-15 миллиардов кубометров российского газа в год. Еврокомиссия последовательно выступает за сохранение транзита через Украину. Вместе с тем, в конце октября она одобрила расширение доступа "Газпрома" к газопроводу Opal, в который поступает газ "Северного потока". Польша и Украина оспорили это решение.