Владимир Ардаев, обозреватель РИА Новости
Верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности в Еврокомиссии Федерика Могерини заявила в интервью The Wall Street Journal, что ЕС и Россия могут занять общую позицию по ряду международных вопросов в противовес той политике, которую намерена проводить администрация избранного президента США Дональда Трампа.
И это, по её словам, не единственный момент, в котором ЕС и РФ могут найти общий язык в противовес недостаточно предсказуемой, как считает она, политике нового американского президента.
"Если разбирать каждый случай отдельно, можно найти вопросы, по которым, и это бы меня не удивило, европейцы и россияне могут оказаться на одной стороне: иранская сделка, ближневосточное урегулирование и, возможно, роль ООН", — сказала Федерика Могерини.
Иран и "шестерка" международных посредников 14 июля 2015 года достигли соглашения об урегулировании многолетней проблемы иранского атома. Был принят совместный план действий, выполнение которого снимает с Тегерана введенные ранее экономические и финансовые санкции со стороны Совбеза ООН, США и Евросоюза.
В том же интервью Могерини подтвердила, что Евросоюз намерен расширить санкции в отношении России и продлить действие существующих санкций еще на полгода.
При этом она заявила, что Брюссель будет проводить собственную политику в отношении Москвы, невзирая на то, какую позицию займет Вашингтон. Даже если США отменят антироссийские санкции, ЕС будет по-прежнему ориентироваться на ранее выдвинутые условия — прежде всего, на соблюдение Россией минских договоренностей.
"Европейские решения никак не связаны с политикой Вашингтона", — подчеркнула она.
Дипломатия сделок
Такую дипломатию Федерика Могерини назвала "транзакционной" — то есть, дипломатией сделок, когда политики руководствуются не принципами и стратегическими интересами, а сугубо прагматическими критериями. Подобный подход позволяет вступать в сиюминутное сотрудничество с потенциальными противниками, в том числе, против традиционных партнеров. А также вступать в противоречия с союзниками для достижения каких-то собственных целей.
"Объединенная Европа за последние годы настолько потеряла своё собственное политическое лицо, и политика Соединенных Штатов настолько выхолостила европейскую элиту и европейскую бюрократию, что эта бюрократия разучилась думать, считать и отвечать за то, что она делает", — соглашается с ним вице-президент Международного общественного фонда "Экспериментальный творческий центр" Юрий Бялый.
По его словам, заявления Могерини свидетельствуют о глубокой растерянности, в которой ныне пребывает Брюссель. Избрание Трампа, предвыборная программа которого предусматривала пересмотр ряда ключевых позиций в отношениях США с Европой, в частности, отказ Америки от статуса финансового донора НАТО и, следовательно, спонсора европейской безопасности, ввергло европейских чиновников в глубокий шок.
Что, собственно, и продемонстрировала Могерини.
Третий лишний
"Приход в Белый дом Дональда Трампа, серьезно пошатнувший некогда устойчивое здание американо-европейского альянса, целый ряд внутренних европейских проблем — все это заметно ослабило позиции Евросоюза и соответственно усилило позиции России. Тем более что мнение европейского чиновника, даже такого высокого ранга, как Могерини, уже не столь значимо, как мнения лидеров национальных европейских правительств", — говорит Геворг Мирзаян.
Санкции против России Европа все равно вынуждена будет снять — не сейчас, так через полгода, убежден аналитик. В апреле-мае во Франции пройдут президентские выборы, на которых с большой вероятностью может победить кандидат от партии "Республиканцы" Франсуа Фийон, решительно настроенный на отмену антироссийских санкций, напоминает он.
"Что касается намерений Трампа изменить подход к соглашению с Ираном, то Кремль всегда найдет возможность донести свою позицию до Белого дома, чтобы постараться вместе выработать компромиссное решение, и Евросоюз в качестве союзника или посредника тут совершенно не нужен", — считает американист.