Захар Виноградов, РИА Новости
В понедельник, 5 декабря, Хозяйственный суд Киева удовлетворил иск о принудительном взыскании с российского "Газпрома" штрафа и пени на сумму около 6,8 миллиарда долларов. Поскольку "Газпром" считает претензии Киева незаконными, штраф не будет выплачен.
Так Украина пытается решить два вопроса: энергетический — получить бесплатно газ для своих нужд, и политический — создать России конфликтную ситуацию в Европе.
Общее удовлетворение, переходящее в исковые требования
Эта история началась с решения Антимонопольного комитета Украины, который два месяца назад принял решение о наложении штрафа на российский "Газпром" за злоупотребление монопольным положением на украинском энергетическом рынке.
Претензии Антимонопольного комитета Украины несерьезны потому, что предъявляются "Газпрому" без учета реальной ситуации на энергетическом рынке страны.
Украина в лице "Нафтогаза" получает газ от "Газпрома" на российско-украинской границе. И что потом делает с ним суверенное государство, "Газпром" не интересует. "Нафтогаз" продает российский газ через облгазы потребителям по всей стране, назначая цены и регулируя поставки. Такова ситуация в реальности.
Это ударило прежде всего по обычным потребителям — цены на отопление, бытовой газ и электроэнергию резко, в десятки раз взлетели. Потребители — а это около 20 миллионов домохозяйств Украины, — не смогли за них платить.
Правительство Владимира Гройсмана, оценив социальные риски, летом нынешнего года запретило коммунальщикам обращать взыскания за неуплату коммунальных платежей на собственность самих потребителей.
На начальном этапе все были удовлетворены. МВФ получил решение парламента о росте тарифов. Правительство, как ему казалось, защитило потребителей.
Потребители, получая газ, тепло и свет в дома, не платят по повышенным тарифам.
И при чем же здесь "Газпром"?
А при том, что по логике украинских властей, получать деньги просто больше не с кого. И дела даже не в деньгах, а в газе. Так и возник иск Антимонопольного комитета Украины к "Газпрому".
Украинский суд как зеркало украинского правосудия
Тогда же в октябре "Газпром" выразил недоумение по поводу решения антимонопольного комитета соседнего государства. Ведь монополия "Газпрома" заканчивается на российско-украинской границе. Никакой хозяйственной и предпринимательской деятельности "Газпром" на территории Украины не ведет, и отвечать за тарифы на коммуналку, назначаемые "Нафтогазом" потребителям, российская монополия не может. Газ поставляется на Украину в соответствии с договором, заключенным бывшим премьером Украины Юлией Тимошенко 19 января 2009 года. Договор этот, кстати, не был денонсирован, а, следовательно, действует до сих пор.
А политическая целесообразность проста: во всем плохом, что есть на Украине, президент и правительство страны привычно винят Москву. Прими Хозяйственный суд Киева иное решение, представители исполнительной власти обвинили бы судей в том, что они действуют по указке из Кремля, а это чревато уголовным преследованием со стороны СБУ и генпрокуратуры.
Кстати, цифра якобы имеющегося у "Газпрома" долга перед Украиной за два месяца выросла вдвое. 5 октября 2016 года она составляла 3,4 млрд долларов, сейчас суд увеличил ее до 6,8 млрд долларов. Именно столько требуется "Нафтогазу" Украины для покупки газа, необходимого для обеспечения потребителей нынешней зимой.
И тогда включится реализация новой политической стратегии украинской власти, которую исподволь начал проводить президент Украины Петр Порошенко в последние дни.
Возможные политические последствия "газового конфликта"
Нынешнюю политику украинского президента можно охарактеризовать как "усиленное раскачивание лодки".
Когда в стране нет денег, а коммунальные платежи неподъемны для населения, власть все свои грехи и неумение работать списывает на Россию — надо, мол, готовиться к отражению агрессии. И в это же время во внешней политике "раскачивание лодки" позволяет Петру Порошенко привлекать к себе внимание европейских политиков и кураторов из США. Теперь, когда отношение США к Украине может поменяться, Порошенко хочет напомнить о себе любым способом.
Даже отправил на Запад бывшего премьера Арсения Яценюка, чтобы напомнить о моральной ответственности Запада перед Украиной, ставшей "бастионом" между Россией и ЕС.
"В данном случае речь, несомненно, идет о политическом решении. И сами претензии к "Газпрому" со стороны Украины, и решения украинских судов весьма сомнительны с юридической точки зрения, — утверждает бывший и.о. премьера Украины Сергей Арбузов. — Возможно, Киев попытается использовать это как дополнительный козырь во время разбирательств в Стокгольмском суде (Украина требует от России компенсации за снижение объемов транзита — Ред.) Но не думаю, что это принесет большие дивиденды"
Конечно, "Газпром" может обратиться в Международный суд в Гааге, другие международные правовые организации. "В итоге именно Украина будет проигравшей стороной, — считает Арбузов. — В интересах Киева была бы нормализация отношений и налаживание взаимовыгодного сотрудничества. Ведь дешевле, чем у "Газпрома", газ купить в регионе негде".