МОСКВА, 6 дек — РИА Новости. Совершенствование системы информационной безопасности Вооруженных сил России, предотвращение военных конфликтов, которые могут возникнуть при применении информационных технологий, формирование системы неконфликтных межгосударственных отношений в информационном пространстве стали основными положениями новой доктрины информационной безопасности РФ.
Доктрина была утверждена главой государства Владимиром Путиным во вторник.
В документе отмечаются такие негативные факторы, как участившиеся случаи использования спецслужбами других стран информационно-психологического воздействия для дестабилизации обстановки в различных регионах мира, а также дискриминация российских СМИ за рубежом. Российские парламентарии и эксперты, комментируя утвержденный документ, отмечают, что он отражает изменившуюся ситуацию в мире.
Доктрина
Глава государства утвердил во вторник Доктрину информационной безопасности Российской Федерации, в этот же день она вступила в силу. Текст документа был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.
Одним из важных направлений, обозначенных в доктрине, является совершенствование системы информационной безопасности российских Вооруженных сил и предотвращение военных конфликтов, которые могут возникнуть при применении информационных технологий.
"В соответствии с военной политикой Российской Федерации основными направлениями обеспечения информационной безопасности в области обороны страны являются: стратегическое сдерживание и предотвращение военных конфликтов, которые могут возникнуть в результате применения информационных технологий", — отмечается в документе.
При этом в доктрине отмечается, что спецслужбы ряда стран все чаще используют информационно-психологическое воздействие для дестабилизации внутриполитической ситуации в различных регионах мира, которое приводит к подрыву суверенитета и нарушению территориальной целостности других государств. В документе также упоминается и дискриминация российских СМИ за рубежом, создание журналистам РФ препятствий для осуществления профессиональной деятельности.
Кроме того, в доктрине подчеркивается, что на информбезопасность России влияет наращивание рядом стран возможностей информационно-технического воздействия на инфраструктуру в военных целях.
"Одним из основных негативных факторов, влияющих на состояние информационной безопасности, является наращивание рядом зарубежных стран возможностей информационно-технического воздействия на информационную инфраструктуру в военных целях", — говорится в документе.
Масштабы скоординированных компьютерных атак на важные объекты РФ увеличиваются, усиливается разведдеятельность иностранных государств в отношении России, отмечается в доктрине.
"Состояние информационной безопасности в области государственной и общественной безопасности характеризуется постоянным повышением сложности, увеличением масштабов и ростом скоординированности компьютерных атак на объекты критической информационной инфраструктуры, усилением разведывательной деятельности иностранных государств в отношении Российской Федерации, а также нарастанием угроз применения информационных технологий в целях нанесения ущерба суверенитету, территориальной ценности, политической и социальной стабильности Российской Федерации", — говорится в документе.
В Москве считают стратегической целью формирование системы неконфликтных межгосударственных отношений в информационном пространстве.
Актуализировать законодательство
По мнению главы Минкомсвязи Николая Никифорова, новая доктрина информационной безопасности РФ потребует актуализации законодательства.
"Надо будет посмотреть конкретный план реализации. Когда выходит такой документ, всегда есть поручение правительства. Правительство по профилю деятельности министерств сейчас раздаст задания, и мы в достаточно короткие сроки будем смотреть, что и как нужно актуализировать. Где-то законы будем править, где-то постановления новые издавать", — сказал министр журналистам.
По словам Никифорова, законопроект о критической инфраструктуре интернета будет "самым ярким инструментом" реализации доктрины в части, касающейся общедоступной телекоммуникационной сети (не учитывая сети спецслужб).
"Сегодня инфраструктура российского сегмента интернета, если смотреть технически, управляется некими сотрудниками, сидящими в Амстердаме. И в условиях постоянной непоследовательной политики наших западных коллег, когда они выступают то за независимость интернета от госполитики, то мы по Крыму видим, как в одностороннем порядке применяются технологические санкции, в этих условиях мы, конечно, должны сделать так, чтобы и те подключаемые населенные пункты и деревни, куда мы прокладываем оптику, чтобы все они работали надежно, невзирая на то, что об этом думают наши коллеги из Амстердама", — сказал министр.
"Поэтому задача сделать так, чтобы система связи, в том числе система передачи данных, которую мы называем Интернет, продолжала работать, невзирая на какие-то возможные внешние деструктивные воздействия. Собственно, в этом нет ничего нового. Просто этот документ (доктрина — ред.) на стратегическом уровне закрепляет этот приоритет", — отметил он.
Не помешает историкам
Отвечая на вопросы журналистов по новой доктрине, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков отметил, что этот документ не исключает научно-исследовательского плюрализма в работе историков. По мнению Пескова, пункт доктрины о нейтрализации информационно-психологического воздействия, в том числе направленного на подрыв исторических основ и патриотических традиций не создает проблем для работы историков и специалистов, которые имеют альтернативную позицию по поводу конкретных исторических фактов.
"Наоборот, исторические исследования, работа в архивах — это работа, которой придается большое значение. В то же время нельзя отрицать, что мы сталкиваемся с действиями, можно сказать, даже с целенаправленной линией, которая направлена на извращение исторических фактов, передергивание, манипуляцию историческими фактами, с тем, чтобы оказать идеологическое давление. Это не секрет, этому надо противодействовать, но это не исключает научно-исследовательского плюрализма. И не может исключать", — отметил пресс-секретарь главы государства.
Отражение ситуации в мире
По мнению главы комитета Госдумы по информполитике Леонида Левина, новая доктрина информационной безопасности РФ отражает изменившуюся ситуацию в мире: в связи с развитием информационных технологий спектр угроз расширился и смещается в сферу коммуникационных сетей и цифровых технологий.
По словам депутата, самый важный момент — это признание того, что интернет является таким же пространством международной политики, как любая другая среда. Левин обратил внимание, что в доктрине на самом высоком уровне выражается приверженность принципам свободы слова и свободного информационного обмена.
Депутат отметил, что российское законодательство предусматривает защиту персональных данных россиян от несанкционированного изменения путём размещения баз данных на территории Российской Федерации.
"Актуальность данных положений закона подчёркивается новой доктриной", — сказал Левин.
Председатель временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества Людмила Бокова также отмечает влияние современных реалий на создание новой доктрины.
"Необходимость принятия новой доктрины информационной безопасности РФ обусловлена в первую очередь учащением кибератак на объекты информационной инфраструктуры, увеличением их масштабов и повышением уровня сложности", — сказала сенатор РИА Новости.
Бывший начальник главного управления международного военного сотрудничества Минобороны России (1996-2001), президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов считает, что информационная война, содержанием которой являются информационно-психологические операции, в новой доктрине информационной безопасности РФ выведена в разряд основных угроз безопасности страны.
"То, что подписал президент новую доктрину информационной безопасности, говорит о том, что информационная война, содержанием которой являются информационно-психологические операции, выведена в разряд важнейших угроз безопасности Российской Федерации", — заявил РИА Новости во вторник Ивашов.
По его мнению, стратегическое сдерживание в информационной сфере предполагает и наступательные действия.
"Наконец-то к этой войне стали относиться по-настоящему. И когда речь идет о стратегии информационного сдерживания, то это уже признание, что не только нужно нам в информационной войне, информационной пропаганде обороняться — отплевываться от всех наветов, лжи, искажений исторической правды. Нужно уже предпринимать активные наступательные действия. Это потребует разработки конкретных материалов — как это делать. Здесь должна быть и теория вопроса, и технология — как предотвращать конфликты", — сказал генерал-полковник.
Он уверен, что в соответствии с серьезностью задачи "нужно совершенствовать и методы информационной обороны, и методы информационного наступления, то есть рассматривать эту сферу именно как глобальное противостояние".