Владимир Лепехин
В минувшие выходные Владимир Путин, выступая в эфире программы "Итоги недели" на НТВ, отметил, что избранный в США президент Дональд Трамп достаточно быстро осознает новый уровень ответственности, которая лежит на нем в качестве главы государства. "Мы исходим из того, что он будет действовать именно из этих позиций", — отметил президент России.
Что стоит за этими решениями, и расходятся ли они с той линией, которую намерен проводить в отношении России Дональд Трамп?
Что собираются создать сенаторы и зачем
"Мы считаем, что дополнительная информация, касающаяся российского правительства и выборов в США, должна быть рассекречена и опубликована", — говорилось в открытом письме, которое подписали семь сенаторов-демократов из спецкомитета по разведке и независимый сенатор Агнус Кинг.
Из самого текста письма видно, что инициатива сенаторов вряд ли была направлена только на поддержку избирательного штаба Хиллари Клинтон, запустившего в СМИ утку о российских хакерах и атаках Москвы на серверы Демократической партии и избиркомов. За ней, как я полагаю, кроется еще и определенная озабоченность законодателей реальным положением дел в национальном киберпространстве.
В отличие от инициативы сенаторов месячной давности, нынешние их действия были восприняты некоторыми российскими экспертами как свидетельство перехода США к новым атакам на Россию, а также — того, что Дональд Трамп намерен продолжить в отношении России ту же политику, что и Обама.
Но что произошло на самом деле?
Начну с того, что в полномочия спецгруппы, создание которой предполагает принятый Конгрессом законопроект, должно войти не противодействие скрытому влиянию России, а всего лишь выявление подобного влияния.
Во-вторых, на этот счет не было решения собственно руководства США (Госдепа или президента): речь идет лишь о законопроекте, принятом Конгрессом и еще не подписанном главой государства.
Аналогичным образом повели себя конгрессмены и в минувшую пятницу, обсуждая бюджет военного ведомства США. Пентагон хочет получить как можно больше денег — неважно, под каким соусом (под предлогом того, например, что Россия до сих пор не отказалась от Крыма, а потому-де представляет угрозу для США). Но это не означает, что Минобороны использует дополнительные средства против России, да еще и направит их, как считают некоторые эксперты, на поставку летального оружия для Украины.
Мы видим также, что данный законопроект поддержали не только демократы, но и часть республиканцев. Еще бы они не поддержали, если речь в документе идет об увеличении расходов на разведывательную деятельность, неважно под каким предлогом.
Боятся ли сенаторы русских хакеров
И все же представим себе, что кто-то в Конгрессе, голосуя за принятие законопроекта по финансированию разведывательных ведомств, имел в виду поддержку, в первую очередь, идеи создания спецгруппы по "выявлению тайного влияния России" на США. И в этом случае нет особых оснований для утверждений о начале нового витка русофобии в Конгрессе, поскольку все достаточно предсказуемо.
Известно также, что некоторые из законодателей из числа соратников Хиллари Клинтон, например, лидер демократов в Сенате США Гарри Рид, а также, не исключено, что и отдельные республиканцы, похоже, давно и всерьез заражены русофобией. И где ей еще проявиться, если не в парламенте.
Впрочем, наличие всех названных обстоятельств не исключает того, что некоторые американские политики, включая сенаторов, вне всякого сомнения, опасаются реального усиления влияния России. Причем не столько в США, сколько в мире. В том числе — в тех регионах, которые руководство Госдепа, Пентагона и американских спецслужб считают зоной своих "жизненных интересов". Например, на Ближнем Востоке.
Стремление доподлинно знать степень внешнеполитического влияния России в мире (а не просто полагаться на сказки от Госдепа), а также предпринимать усилия, направленные на противодействие укрепляющей свой международный авторитет России — вполне естественный и нормальный мотив, за которым нет, с моей точки зрения, серьезных намерений ужесточить политику США по отношению к Москве.
Перспективы двусторонних отношений
С моей точки зрения, к любым внешнеполитическим инициативам тех или иных американских структур с момента занятия Трампом Белого дома следует относиться всерьез только в том случае, если к ним будет иметь прямое отношение сам избранный президент.
Не Конгресс, не Пентагон и даже не спецслужбы будут определять в ближайшие годы характер двусторонних отношений России и США. Полагаю, что Трамп и Путин будут договариваться по принципиальным внешнеполитическим вопросам напрямую, без посредников, даже если таковыми пожелают стать представители законодательной власти.
Украинским и другим ориентированным на США и Запад политикам постсоветского пространства уже скоро придется стать трампистами. Базовый тренд развития ситуаций на Украине, в странах Балтии, в Грузии и прочих проблемных для России территорий таков, что стратегической и принципиальной помощи правящим режимам в этих странах (а особенно нацистскому режиму в Киеве) со стороны США не будет.
А перед тем же Пентагоном, как я полагаю, будут поставлены принципиально новые задачи:
— сокращение и модернизации Вооруженных сил США, в том числе — избавление их от функции мирового жандарма;
— реорганизация НАТО, также направленная на сокращение воинских подразделений на восточном направлении.
Именно под эти задачи, а не под "борьбу с российской агрессией", как утверждают отдельные интерпретаторы, и были выделены в минувшую пятницу дополнительные 4,3 млрд долларов США.
Сможет ли Госдеп решить названные выше задачи? Сможет ли Трамп справиться с лоббистами силовых ведомств? Полагаю, что именно на этот вопрос следует впредь обращать главное внимание.