ГАВАНА, 5 дек — РИА Новости, Олег Вязьмитинов. Куба простилась со своим команданте — в воскресенье урна с прахом Фиделя Кастро была захоронена в городе Сантьяго-де-Куба.
До этого траурный кортеж с прахом лидера кубинской революции проехал по всей стране, преодолев более тысячи километров. Сотни тысяч кубинцев выходили на улицы городов и поселков, чтобы простится с Фиделем.
В Гаване и Сантьяго-де-Куба прошли массовые траурные митинги, на которые пришли в общей сложности, по самым скромным подсчетам, более полутора миллионов человек.
Словами последней недели стали "Я-Фидель!".
Закрытая церемония похорон
О том, что церемония на кладбище Санта-Ифигения будет закрытой, кубинские власти сообщили несколько дней назад.
На территории кладбища просто не смогли бы поместиться все те, кто желал проститься с Фиделем, поэтому было принято решение массовое прощание провести во время следования траурного кортежа по всей стране (кортеж повторил в обратном направлении путь революционеров в 1959 году), а также на митингах в двух главных городах острова.
Церемония же самого захоронения была скромной и закрытой, не было ни телевизионной трансляции в прямом эфире, ни прямых включений кубинского телевидения. Подробности церемонии позже были опубликованы на сайте "Кубадебате", а фотографии распространило Кубинское агентство новостей.
Траурный кортеж въехал на территорию кладбища Санта-Ифигения в 6.50 утра воскресенья по местному времени. Как и накануне, на пути кортежа собрались десятки тысяч жителей города, которые еще глубокой ночью пришли на улицы, по которым следовала траурная колонна.
Кортеж встретили члены Политбюро кубинской Компартии во главе с кубинским лидером Раулем Кастро. Церемония захоронения прошла в присутствии семьи Кастро и около 40 приглашенных, близких друзей команданте.
На кладбище пришли лидеры Венесуэлы, Боливии, Никарагуа, экс-президенты Бразилии Дилма Роуссефф и Лула да Силва, а также аргентинский футболист Диего Марадона.
Прах команданте был помещен в проем в сером округлом гранитном камне, после чего на нем была установлена темно-зеленая табличка с единственным словом — "Фидель".
Он был для нас родным
Очень многие кубинцы пока еще не свыклись с мыслью о том, что Фидель, который был в их жизни всегда — умер, а публиковавшиеся время от времени в кубинских газетах "Размышления" команданте уже стали частью истории.
"Фидель для нас был как родственник, которого мы привыкли слушать, просить у него совета, справляться о его здоровье, узнавать, как он себя чувствует, что он пишет. Сложно поверить в то, что он уже не с нами", — сказала РИА Новости журналист и радиоведущая Ана Маргарита Хиль Дельгадо, которая неоднократно работала на мероприятиях с участием команданте.
"Для нас он был братом, кем-то очень родным. Никто пока не свыкся с тем, что он умер", — сказала она.
"Мы видим Фиделя в каждом из тех великих проектов, которые он начинал. Фидель жив, он живет в наших сердцах", — добавила журналист.
В сюжетах кубинского телевидения и радио все эти дни кубинцы — известные общественные деятели и простые люди — с волнением рассказывали, что значил и значит для них Фидель.
Но печаль и уважение к команданте чувствовались не только в рассказах тех, кто выступал по телевизору. Казалось, что обычно шумная, энергичная, наполненная радостью Гавана в эти дни будто онемела.
Что дальше?
Вопрос о том, какой станет Куба после Фиделя, в последние десятилетия был одним из тех тем, вокруг которых строилось неимоверное количество спекуляций, по мнению многих кубинцев, зачастую совершенно безосновательных.
То, что страна будет оставаться социалистической, под сомнение никем не ставится. Тем не менее, многие признают, что наступающие времена легкими не будут, особенно в связи с предстоящей сменой власти в могущественной северной соседней стране.
"Ситуация вокруг Кубы совсем не проста. Есть много неотвеченных вопросов, которые возникли в связи с избранием в США президентом Дональда Трампа", — сказала РИА Новости Марта Рохас — журналистка, которая освещала судебный процесс над Фиделем в 1953 году после штурма казарм Монкада и неоднократно выступавшая вместе с команданте с рассказами об истории кубинской революции.
"Тем не менее, за 50 лет противостояния они, американцы, так ничего и не смогли сделать", — добавила журналист.
Рамон Лабаньино — один из "пятерки" кубинских разведчиков, которые были приговорены в США к длительным срокам тюрьмы — уверен, что страна и народ избранному пути не изменят.
"Будет еще больше революции, больше социализма, больше "фиделизма", больше абсолютной преданности нашей родине", — сказал Лабаньино в интервью радиопрограмме Spuntnik — GPS Internacional.
"Необходимо понимать, что революционный процесс на Кубе — это коренной, истинно кубинский процесс, это не что-то привнесенное извне, это то, что родилось среди нашего народа", — сказал он.
"Мы уже 57 лет испытываем на себе блокаду, страдаем от самых разных попыток вмешательства, в том числе и попыток распространить на Кубе различные эпидемии, поэтому риторика Дональда Трампа для нас не нова. У нас есть опыт в этом смысле", — продолжил он.
"Американские президенты должны понять, что Кубу необходимо уважать", — сказал Лабаньино.