В условиях централизованного советского государства отсутствовала практика и критерии разделения ответственности по долгам между отдельными республиками, так же, как и их права на долю во внешних активах СССР. Выделение из состава СССР и провозглашение суверенитета союзными республиками, ранее входившими в СССР, придали этой проблеме особое значение. В 1990-1991 годах она стала предметом рассмотрения на различных межреспубликанских совещаниях.
28 октября 1991 года Комитет по оперативному управлению народным хозяйством при Правительстве СССР и Парижский клуб кредиторов подписали Меморандум о взаимопонимании в отношении задолженности СССР и его правопреемников иностранным кредиторам, который обозначил порядок обслуживания долгов на основе принципа солидарной ответственности.
4 декабря 1991 года государства-правопреемники СССР подписали Договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов СССР.
Договор определил, что государственный внешний долг СССР означает любое финансовое обязательство, взятое СССР или другими законным образом уполномоченными на то СССР лицами, в отношении другого государства, международной организации или любого иного иностранного кредитора.
Активы СССР были определены как недвижимая и движимая государственная собственность СССР за пределами его территории, золотовалютные фонды и резервы СССР, инвестиции за рубежом, любые финансовые обязательства в отношении СССР другого государства, международной организации или любого иного иностранного дебитора.
В преамбуле Договора оговаривалось, что Стороны принимают во внимание принципы международного права и положения Венской конвенции "О правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов" (1983).
Статья 3 Договора зафиксировала соотношение долгов и активов СССР в плане их правопреемства, закрепляя принцип "справедливых долей": при выполнении сторонами обязательств по погашению и обслуживанию внешнего долга СССР в долях, предусмотренных Договором, им гарантировано право собственности на причитающуюся долю активов Союза.
Доли долга определялись на основе единого агрегированного показателя: РСФСР – 61,34%; Украина – 16,37%; Белоруссия – 4,13%; Узбекистан – 3,27%; Казахская ССР – 3,86%; Грузия – 1,62%; Азербайджан – 1,64%; Литва – 1,41%; Молдавия – 1,29%; Латвия – 1,14%; Киргизия – 0,95%; Таджикистан – 0,82%; Армения – 0,86%; Туркмения – 0,70%; Эстония – 0,62%.
Договор предусматривал создание соответствующего механизма, обеспечивающего его выполнение. Агентом по управлению задолженностью был назначен Внешэкономбанк СССР.
За дату момента правопреемства было принято 1 декабря 1991 года.
Договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР не подписали прибалтийские страны, Азербайджан, Молдавия, Туркмения и Узбекистан, что существенно осложнило урегулирование данной проблемы.
После официального распада СССР 26 декабря 1991 года все бывшее союзное имущество автоматически перешло в российскую собственность, поэтому потребовалось подписать еще одно соглашение, подтверждающее права других республик как на долю в имуществе бывшего СССР за рубежом, так и на выплаты его внешнего долга (было подписано 30 декабря 1991 года в Минске).
В течение 1992-1994 годов произошло юридическое переоформление обязательств по всему внешнему долгу бывшего СССР на Российскую Федерацию.
РФ подписала со всеми бывшими республиками СССР, за исключением прибалтийских государств и Грузии, двусторонние соглашения, зафиксировавшие принятие Россией на себя обязательств данных государств в части внешнего долга СССР в обмен на их отказ от причитавшейся им доли зарубежных активов СССР (так называемые соглашения о "нулевом варианте").
В 2006 году Россия полностью погасила долг СССР перед Парижским клубом кредиторов.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников