МОСКВА, 30 ноя – РИА Новости. В Москве назвали заявление президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана о свержении режима сирийского лидера Башара Асада очень серьезным и диссонирующим с предыдущими, российская сторона, прежде чем делать поспешные выводы, хочет получить разъяснения его позиции; в Анкаре официальные лица эту ситуацию пока никак прокомментировали.
Во вторник Эрдоган, выступая на симпозиуме в Стамбуле, заявил, что турецкая армия начала военную операцию в Сирии, чтобы положить конец правлению президента Сирии Башара Асада.
Эксперты считают, что громкие слова Эрдогана скорее рассчитаны на определенные круги в самой Турции и на ее союзников, при этом сам президент понимает, что поставленная им задача неосуществима и никак не повлияет на действия РФ по урегулированию сирийского конфликта.
Положить конец правлению Асада
Выступая на симпозиуме по Иерусалиму в Стамбуле, Эрдоган заявил, что Турция не претендует на сирийские земли, а целью ее операции "Щит Евфрата" является "восстановление справедливости", чтобы "положить конец господству тирана Асада".
"Говорят, что в Сирии погибло 600 тысяч человек, но я думаю, что погибших около миллиона. Где ООН, что она делает? Мы долго терпели, но в конце концов были вынуждены войти в Сирию вместе со "Свободной сирийской армией". Для чего? Мы не претендуем на сирийские земли, они должны принадлежать их хозяевам. Мы там для того, чтобы восстановить справедливость и положить конец господству жестокого тирана Асада, который устроил в стране государственный террор", — заявил Эрдоган.
С конца августа турецкие войска при содействии отрядов так называемой Сирийской свободной армии проводят на севере Сирии операцию "Щит Евфрата". Официально ее целью объявлена очистка от террористов ИГ (группировка запрещена в России) территории в пять тысяч квадратных километров и создание там зоны безопасности, в том числе, для размещения беженцев.
Одновременно Турция возражает против поддержки США сирийских курдов, которые также воюют с ИГ на севере Сирии.
В Москве ждут разъяснений
Для Кремля заявление Эрдогана по поводу свержения режима Асада "действительно стало новостью", заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
"Это очень серьезное заявление. Заявление, которое, в целом, диссонирует с предыдущими, и заявление, которое диссонирует с нашим пониманием ситуации, как государства, вооруженные силы которого единственные находятся в легитимном режиме на территории Сирийской Арабской Республики, на основе обращения соответствующего легитимных властей, это очень важно помнить", — заявил Песков журналистам.
"Мы, безусловно, надеемся, что в ближайшее время поступят какие-то разъяснения на этот счет от наших турецких партнеров", — добавил пресс-секретарь российского президента.
История повторяется?
Громкие слова Эрдогана по Сирии прозвучали практически ровно год после событий ноября 2015 года, когда турецкий истребитель сбил российский бомбардировщик Су-24 в небе над Сирией. Тогда недружественный шаг Турции положил начало одному из тяжелейших кризисов в отношениях с Россией, преодолеть который удалось только спустя девять месяцев и после принесенных турецкой стороной извинений.
Ирония заключается и в том, что, как и год назад, жесткие высказывания были сделаны накануне визита главы МИД РФ Сергея Лаврова в Турцию. Правда, если тогда из-за ситуации со сбитым российским самолетом Лавров свой визит отменил, то сейчас такого шага делать никто не собирается. Наоборот, как сообщил замглавы МИД РФ Михаил Богданов, слова Эрдогана станут предметом обсуждения на встрече Лаврова с главой МИД Турции Мевлютом Чавушоглу.
В Кремле тоже не стали делать поспешных выводов о том, как заявления про Асада могут повлиять на отношения Москвы и Анкары.
"Принципиальные и гипотетические рассуждения здесь неуместны… Это заявление стало новым. Поэтому, перед тем как делать какие-то суждения, мы рассчитываем на разъяснение этой позиции", — сказал Песков.
В российском МИД при этом предположили, что, возможно, слова Эрдогана были вырваны из контекста или СМИ передали пересказ разговора президента, который был сделан не под запись. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова на брифинге в среду заявила, что ведомство еще вчера начало изучать вопрос и пытаться понять, "было ли это сказано так, как это было процитировано средствами массовой информации".
"Насколько я поняла, это не прямая цитата, это было сказано не под запись, это было сказано в пересказе", — отметила дипломат. Комментируя ситуацию в целом, она заявила, что Москва в вопросе по Сирии с Турцией исходит из имеющихся договоренностей и обязательств государств, "а не из цитат, которые, возможно, были либо не так преподнесены, либо вырваны из контекста, это еще предстоит установить".
"Мы исходим в контексте урегулирования сирийского кризиса и в контексте двусторонних отношений с Турцией из тех договоренностей, которые у нас есть и которые были достигнуты на официальном уровне непосредственно с руководством Турции", — подчеркнула дипломат.
По ее словам, речь идет не только о двусторонних официальных договоренностях, но и о документах Международной группы поддержки Сирии, в которую входит Турция.
По политическим соображениям
Советник директора Российского института стратегических исследований, эксперт РСМД Елена Супонина отметила, что "заявление Эрдогана направлено на общественное мнение Турции, но полностью доверять Эрдогану нельзя".
"Его позиция по Сирии в последнее время отнюдь не поменялась, разногласия между Россией и Турцией по этому вопросу всегда были велики, поэтому потепление отношений между Россией и Турцией, в основном, касается экономики, некоторых политических вопросов, но отнюдь не проблемы Сирии. По этой проблеме разногласия сохраняются", — сказала Супонина РИА Новости.
По ее мнению, заявление турецкого президента никак не повлияет на действия России в Сирии.
Руководитель Центра восточных исследований дипломатической академии МИД России Андрей Володин полагает, что Эрдоган прекрасно понимает, что обозначенная им цель по свержению сирийского президента неосуществима. По словам эксперта, произнося эту речь, Эрдоган "пытался одновременно воздействовать на своих региональных союзников, в частности Саудовскую Аравию и в какой-то степени Катар".
А директор турецкого Центра стратегических исследований Kafkassam (Анкара) Хасан Октай, говоря о заявлении Эрдогана, отметил, что, "к сожалению, политики иногда в своих речах делают ошибки, которые зависят и от их эмоционального состояния, а иногда и от того, что им пишут спичрайтеры".
"Мы были свидетелями тому, как после кризиса со сбитым российским самолетом Эрдоган выступал с резкими заявлениями, подготовленными его помощниками, которые, как позднее выяснилось, были в лагере, противоборствующем правительству. Позднее его риторика полностью изменилась. Думаю, что после вчерашнего заявления Эрдоган захочет выйти из ситуации, в которой оказался. Ожидать внезапной смены вектора турецкой политики в Сирии не стоит", — сказал турецкий эксперт РИА Новости.
По его словам, президент сейчас выглядит очень уставшим из-за огромных проблем и напряженности внутри страны и на ее границах, из-за обострения отношений с ЕС и США, что могло сказаться на его эмоциональном состоянии. Октай также обратил внимание на аудиторию, состоявшую из представителей арабских стран, перед которой было сделано это заявление.
"В Турции сейчас экономический кризис, и, выступая вчера перед арабами, возможно, Эрдоган хотел бы сказать что-то приятное для них, в частности резко выступить по поводу Асада, для того чтобы привлечь арабские инвестиции в Турцию", — отметил эксперт.
Он напомнил, что Эрдоган и премьер-министр Турции Бинали Йылдырым ранее неоднократно говорили о том, что Анкара признает территориальную целостность Сирии и с помощью операции "Щит Евфрата" стремится избавиться от террористической угрозы в лице ИГ и членов курдских группировок. Октай выразил мнение, что эти цели военной операции Турции на севере Сирии по-прежнему являются основными.